stanislav_05


Часопiс неабыякавага беларуса


Previous Entry Share Next Entry
О белорусской многовекторности.
stanislav_05
Проблемы между Беларусью и Россией в сферах торгово-экономического, топливно-энергетического, приграничного и иного взаимодействия зачастую создаются искусственно. Такое мнение выразил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в статье, посвященной 25-летию внешней политики независимой Беларуси, в журнале «Беларуская думка».

Глава МИД отметил, что за годы независимости Беларусью выстроен прочный фундамент отношений с ключевым стратегическим партнером — Россией. «К сожалению, происходящие в регионе разноплановые события и процессы (украинский кризис, взаимные санкции между Россией и ЕС и др.) накладывают отпечаток и на белорусско-российские отношения. В чем это проявляется? В том, что некоторые политики, ангажированные СМИ и эксперты пытаются культивировать у россиян имидж Беларуси как „нахлебника России“. Естественное стремление Минска нормализовать отношения с ЕС и США, приблизиться хотя бы к тому уровню сотрудничества с Западом, который существует у Российской Федерации и других постсоветских стран, трактуется как „уход Беларуси на Запад“, ненадлежащее выполнение союзных обязательств», — подчеркнул Владимир Макей.

«Однако и у руководства, и у народов Беларуси и России есть внутреннее убеждение, что вся эта пена в очередной раз схлынет, что никому не удастся поссорить дружественные государства в угоду меркантильным интересам, разорвать интеграционные связи, не имеющие аналогов на постсоветском пространстве. В первую очередь речь идет о Союзном государстве», — заявил глава МИД.

Владимир Макей. Фото из архива



Миролюбивая многовекторная внешняя политика Беларуси – это осознанный выбор, отвечающий национальным интересам.

Внешняя политика Беларуси – политика поиска шансов и их эффективной реализации. Мы не переоцениваем свой потенциал, свои возможности, но и цену себе белорусы знают. Cовременная белорусская дипломатия – активный участник международных процессов. Можно сказать, что наше государство сегодня «в тренде» – по причине своей принципиальной и последовательной внешнеполитической линии, которая во многом способствовала качественно новому «прочтению» Беларуси на Западе. Конструктивная, взвешенная, ответственная позиция нашей страны на международной арене получает все большее признание в мире.

Сегодня столица Беларуси ассоциируется не только с Минской группой по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, но и с минскими соглашениями как международно признанной безальтернативной основой урегулирования конфликта в Украине. С 2014 года Минск стал местом проведения заседаний трехсторонней контактной группы «Украина – Россия – ОБСЕ». Достижение договоренностей по деэскалации ситуации на Донбассе способствовало укреплению имиджа Беларуси как нейтрального государства с серьезным миротворческим потенциалом. При этом крайне важно, что мы не дали втянуть себя в противостояние, спровоцированное украинским кризисом. Взвешенная позиция содействовала нормализации политического диалога с ЕС, США и Канадой, важным этапом которого стала отмена или приостановка большинства антибелорусских санкций. Отказ все большей части представителей западного истеблишмента от застарелых стереотипов в отношении Минска ведет к более объективному взгляду на процессы как внутри, так и вокруг нашего государства.

И отнюдь не случайно Президент Беларуси выступил с идеей нового миротворческого процесса, аналогичного хельсинскому. На 23-й встрече Совета министров иностранных дел госу- дарств – участников ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 года белорусская сторона заявила о том, что между лидерами России, США, Евросоюза, Китая и других крупных игроков мировой политики назрела необходимость откровенного обмена мнениями о причинах кризиса в международных отношениях. Важно положить начало осмыслению новых правил формирующейся многополярности при безусловном уважении интересов друг друга.

От Бреста до Владивостока
За годы независимости Республикой Беларусь выстроен прочный фундамент отношений с ключевым стратегическим партнером – Российской Федерацией – как на двусторонней основе, так и в рамках интеграционных объединений. С 2012 по 2016 год показатели внешней торговли Беларуси и России стали рекордными. Так, в 2012-м взаимный товарооборот составил 43,86 млрд долларов, что выше уровня 1995 года в 8,5 раза, объем экспорта товаров из Беларуси в Россию в 2013 году достиг 16,8 млрд долларов, превысив уровень 1995-го в 7,7 раза. В 2016 году Россия традиционно сохранила лидирующее место среди торговых партнеров Беларуси: на ее долю пришлось более половины стоимостного объема внешней торговли. По итогам прошедшего года объем взаимного това- рооборота составил 26,1 млрд долларов, экспорт в Россию достиг 10,8 млрд долларов, увеличившись к уровню 2015 го- да на 4 %, импорт из России – 15,3 млрд долларов, сократившись на 10,8 %.

Наша страна поднялась в списке крупнейших торговых партнеров России с пятой строчки на четвертую, заняв место сра- зу после Китая, Германии и Нидерландов. В 2016 году на долю России пришлось более половины от общего объема привлеченных в Беларусь иностранных инвестиций за этот период. Каждое второе белорусское предприятие тесно связано с российскими партнерами кооперационными отношениями. Активно развивается инвестиционное сотрудничество. Среди знаковых совместных проектов – строительство Белорусской АЭС в Островце.

К сожалению, происходящие в регионе разноплановые события и процессы (украинский кризис, взаимные санкции между Россией и ЕС и др.) накладывают отпечаток и на белорусско-российские отношения. В чем это проявляется? В том, что некоторые политики, ангажированные СМИ и эксперты пытаются культивировать у россиян имидж Беларуси как «нахлебника России». Естественное стремление Минска нормализовать отношения с ЕС и США, приблизиться хотя бы к тому уровню сотрудничества с Западом, который существует у Российской Федерации и других постсоветских стран, трактуется как «уход Беларуси на Запад», ненадлежащее выполнение союзных обязательств. Зачастую искусственно создаются проблемы в сферах торгово-экономического, топливно-энергетического, приграничного и иного взаимодействия.

Однако и у руководства, и у народов Беларуси и России есть внутреннее убеждение, что вся эта пена в очередной раз схлынет, что никому не удастся поссорить дружественные государства в угоду меркантильным интересам, разорвать интеграционные связи, не имеющие аналогов на постсоветском пространстве.

В первую очередь речь идет о Союзном государстве. За годы кропотливой работы воссоздано общее пространство от Бреста до Владивостока, на котором белорусы и россияне имеют в целом равные права в сферах трудоустройства, образования, соцобеспечения, медицины, приобретения жилья, ведения бизнеса. Граждане вольны в свободе передвижения, выборе места жительства. За счет средств бюджета Союзного государства финансируется ряд союзных программ в различных областях: космос, информационные технологии, микроэлектроника, сельское хозяйство, преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.


Евразийская интеграция и не только
Чрезвычайно важным с точки зрения становления и развития евразийской экономической интеграции был 2016 год. Беларусь как одна из стран-основательниц Евразийского экономи - ческого союза внесла весомый вклад в этот процесс. Так, с 1 января 2016 года запущена программа либерализации каботажных перевозок грузов автотранспортом. Начата реализация основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Также в 2016 году главами государств одобрены концепции формирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Принятие этих документов – только первый шаг на пути создания общих рынков энергоресурсов Союза в период 2019–2025 годов.

Во многом благодаря принципиальному подходу Минска удалось довести до логического завершения работу над новой редакцией Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.  Хотя и с опозданием, начал функционировать единый рынок лекарств и медицинских изделий Союза.
Предприняты результативные шаги по выработке и претворению в жизнь единой торговой политики стран ЕАЭС.
В октябре 2016 года вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Уже около четырех десятков государств, включая такие крупные, как КНР и Индия, проявили интерес к сотрудничеству с ЕАЭС в том или ином формате.

Находясь на границах Евразийского экономического союза и Европейского союза, Беларусь последовательно выступает за формирование устойчивых механизмов диалога и сотрудничества между этими двумя крупнейшими объединениями.

Евразийская интеграция не должна ограничиваться только западным направлением – важнейшей задачей должно стать тесное взаимодействие с государствами и экономическими объединениями на Востоке, в том числе с Китаем, государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, другими партнерами.

Существенную пользу в реализации наших торгово-экономических и инвестиционных интересов могло бы принести сопряжение объединительных процессов в ЕАЭС с развитием интеграции в рамках ШОС, АСЕАН и других региональных союзов.

Тем не менее приходится констатировать, что основные цели ЕАЭС: создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без изъятий и ограничений, а также реализация согласованной политики в ключевых секторах экономики – к настоящему времени не достигнуты. На это постоянно обращает внимание партнеров по интеграции белорусская сторона.

Не выработан механизм функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государствчленов Союза односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств, а с ним не решен и принципиальный вопрос обеспечения свободы транзитных перевозок грузов из третьих стран через государства-члены ЕАЭС. Необходимо на практике обеспечить компаниям стран «пятерки» равный доступ к госзакупкам в государствах- членах; вырабатывать, согласовывать и применять меры защиты внутреннего рынка.

Нужно двигаться шаг за шагом дальше и в других отраслях, на которые распространяется действие Договора о ЕАЭС: проведение согласованной промышленной, агропромышленной, транспортной, валютной политики, либерализация торговли услугами в рамках Союза, сотрудничество в сфере трудовой миграции.

В 2015 году Беларусь стала первой европейской страной-наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества, получила статус наблюдателя и в таких региональных структурах, как Совещание по взаимодействию и мерам до - верия в Азии, «Северное измерение».


О Содружестве
Особый разговор о Содружестве Независимых Государств, которому в декабре 2016 года исполнилось 25 лет. СНГ прошло сложный путь. Процессы в нем носят противоречивый характер, что служит одной из причин критических оценок эффективности этой структуры, в ряде случаев действительно оправданных. Своеобразным ответом на критику стало принятое в Бишкеке решение Совета глав государств об адаптации СНГ к современным реалиям, задавшее вектор дальнейшего развития Содружества. Работа по его реализации, предусматривающая повышение эффективности деятельности уставных и иных органов СНГ, минимизацию финансовых затрат, совершенствование кадровой политики, уже начата.

На повестке дня появились новые вопросы, в том числе и об усилении координирующей роли органов отраслевого сотрудничества, которым нужно придать системность и программно-целевой характер. В свете обострения отношений между двумя ключевыми партнерами нашей страны – Россией и Украиной – очевидно, придется под новым углом взглянуть на реализацию Договора о зоне свободной торговли. Беларусь призывает стороны к терпению и выдержке.

Содружество уже многое потеряло с выходом из его состава Грузии. Дальнейшая дезинтеграция будет снижать экономический и политический потенциал СНГ. Тем более что в рамках Договора о зоне свободной торговли государств – участников Содружества Независимых Государств мы приступили к решению таких амбициозных проектов, как построение единого рынка госзакупок и формирование основ рынка свободной торговли услугами. В ревизии нуждается и договорно-правовая база Содружества. За 25 лет наша страна подписала множество решений, договоров и соглашений, часть из которых уже утратила свою актуальность. Существует дублирование с документами, принятыми в рамках других интеграционных объединений.

Своеобразной фабрикой свежих идей и актуальных вопросов в повестку дня СНГ стала прошедшая в 2016 году в Минске Международная научно-практическая конференция «25 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы». По результатам ее работы были выработаны конкретные предложения по раскрытию потенциала Содружества практически по всем направлениям.

За годы независимости нашей стране удалось не только сохранить традиционно дружественные отношения с государствами, входившими в состав СССР, но и придать им новое звучание. Показатель тесных связей – дипломатическое присутствие Беларуси во всех странах СНГ на уровне посольств. В 2016 году открыта наша дипмиссия в Грузии.
Регулярный характер приобрели встречи Президента Беларуси с президентами Азербайджана, Туркменистана, Казахстана. Площадка ЕАЭС открывает новые перспективы для активизации взаимодействия с Арменией и Кыргызстаном. Налажен конструктивный диалог с руководством Украины, несмотря на кризисные события на востоке этой страны. Заметно активизировались контакты с Узбекистаном.

Важно отметить, что разновекторные интеграционные устремления наших партнеров мы не рассматриваем в качестве препятствия для развития двусторонних связей. Подтверждение томуактиви- зация контактов с Молдовой, Грузией, Украиной после подписания ими соглашений об ассоциации с Евросоюзом. Живой импульс всему спектру двусторонних отношений придал официальный визит в Минск Президента Грузии Георгия Маргвелашвили 1–2 марта 2017 года.

Белорусские производители прочно закрепились на рынках СНГ. Около 30 % украинского рынка импортных тракторов принадлежит ОАО «МТЗ», 35 % рынка грузовых автомобилей – ОАО «МАЗ», более 40 % рынка флоат-стекла – ОАО «Гомельстекло», более 92 % рынка калийных удобрений – ОАО «БКК». В Казахстане с 2013 по 2016 год доля тракторов ОАО «МТЗ» в общем объеме импорта тракторной техники выросла с 38 до 64 %, доля белорусских комбайнов достигла 44 %.

В СНГ функционирует более 20 сборочных производств, выпустивших десятки тысяч единиц белорусской техники.
Как историю успеха можно привести кооперацию на ПО «Гянджинский автомобильный завод» в Азербайджане.
В Туркменистане начал работу Гарлыкский горно-обогатительный комбинат по выпуску калийных удобрений. Стоимость его строительства – 1 млрд долларов. Это самый крупный проект, реализуемый белорусскими специали- стами за рубежом.
За последние два года на рынок ряда стран Беларуси удалось выйти с новой высокотехнологичной продукцией. В Туркменистан поставлены беспилотные авиационные комплексы, в Азербайджан и Грузию – электропоезда Stadler. Укрепили свои позиции на рынках СНГ белорусские разработчики программных продуктов.


В западном контексте
Изменение восприятия Беларуси вследствие ее сбалансированной внешнеполитической линии, в том числе по украинскому вопросу, во многом обусловило своеобразный «прорыв» на западном направлении. По сути, за последние годы на европейском векторе внешней политики сторонами сделано больше, чем, условно говоря, за два десятилетия «санкционной дипломатии». Активизированы контакты на высшем и высоком уровнях. Расширена тематика взаимодействия с Евросоюзом за счет проведения в 2014–2015 годах шести раундов консультаций по вопросам модернизации, переговоров по проектам соглашений об упрощении визовых процедур и о реадмиссии. В октябре 2016 года между Беларусью и ЕС подписана Декларация о партнерстве ради мобильности, а в ноябре состоялся первый в истории визит в Беларусь делегации Комитета по политике и безопасности Совета ЕС, в состав которой вошли постоянные представители при ЕС всех 28 стран-членов Евросоюза.

Делегацию принял Президент Республики Беларусь. Создана основа для структурированного диалога в рамках Координационной группы Беларусь – ЕС. В мае 2015 года с Еврокомиссией принята Договоренность о сотрудничестве по механизму раннего предупреждения в сфере энергетики. В 2015 году Беларусь стала автором новой флагманской инициативы по гармонизации цифровых рынков стран-членов ЕС и стран-партнеров, одобренной участниками ЕС и Восточного партнерства и принятой к реализации.

Наметился позитивный сдвиг в двусторонних отношениях с государствами- членами Евросоюза. В мае 2016 года состоялся визит Президента Беларуси в Италию и Ватикан. В этом же году нашу страну посетили председатель правительства Словакии Роберт Фицо, маршал Сената Польши Станислав Карчевский, приезжали в Минск главы МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и Франции Жан-Марк Эро для участия во встрече министров иностранных дел «нормандской четверки». Активизации дальнейшего сотрудничества будут спо- собствовать состоявшееся в прошлом году открытие Посольства Республики Беларусь в Королевстве Испания и возобновление работы Посольства Республики Беларусь в Королевстве Швеция. Расширяется и взаимодействие со странами Европы, не входящими в состав Евросоюза. Историческим событием стал первый официальный визит лидера Турецкой Республики Президента Реджепа Эрдогана в Беларусь в ноябре 2016 года.

Европа остается вторым по значимости рынком сбыта для белорусских товаров. В общем объеме внешней торговли Беларуси в 2016 году страны ЕС составили около 22 %, в общем объеме белорусского экспорта – около 25 %. К слову, за последние 20 лет при всех санкциях, отсутствии основополагающих договоров между Беларусью и Евросоюзом взаимный торговый оборот вырос в 40 раз и еще в 2014 году составил 20 млрд долларов.

Причем Беларусь – одна из немногих стран, которые имеют положительное сальдо в торговле с ЕС (в 2016 году – 170 млн долларов). Европу можно считать и основным источником инвестиций и кредитных ресурсов в нашу экономику. За прошедший год из государств-членов ЕС, прежде всего Великобритании, Кипра, Австрии, Литвы, Польши, Нидерландов, Герма- нии, в Беларусь инвестировано 3,4 млрд долларов, что составляет 39,4 % всего объема привлеченных инвестиций, в том числе прямых – 2,9 млрд долларов, а это более 40 % всех прямых инвестиций. Важным перспективным направлением экономического сотрудничества со странами-членами ЕС является развитие логистической инфраструктуры белорусского экспорта через порты стран Балтии.

16 июня 2016 года в г. Баня-Луке (Босния и Герцеговина) на ежегодной встрече министров иностранных дел Центрально-Европейской инициативы было принято официальное решение о председательстве Беларуси в этой организации в 2017 году. Наша страна, хотя и не является членом Совета Европы, всесторонне взаимодействует с этой организацией, обладающей значительным экспертным потенциалом, который может и должен быть использован в интересах нашего государства. В минувшем году Комитетом министров СЕ был принят План действий Совета Европы для Беларуси на 2016–2017 годы. Впервые с 1997 года подобный документ разработан и принят с учетом позиции и приоритетов наших профильных министерств и ведомств.

Беларусь – член 14-ти международных договоров Совета Европы. В 2016 году нашей страной подписан дополнительный протокол к Конвенции по борьбе с допингом. Прорабатывается вопрос присоединения к Конвенции о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и схожими преступлениями, угрожающими здоровью населения. Респу - блика Беларусь принимает полноценное участие в семи руководящих комитетах Совета Европы – по образованию, спорту, молодежи, культурному наследию и ландшафтам, по вопросам деятельности Всемирного антидопингового агентства, Бернской конвенции, противодействию торговле людьми. Белорусские эксперты также приглашаются в качестве наблюдателей к участию в работе шести комитетов – по сотрудничеству в юридической сфере, правам человека, СМИ и новым информационным услугам, вопросам международного публичного права, фармакопее, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также на ad-hoc-основе участвуют в работе Группы Помпиду по противодействию распространению наркотиков. Представители Конституционного суда Республики Беларусь участвуют в сессиях Венецианской комиссии.

В 2015 году впервые с 2001 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) по приглашению белорусского парламента приняла участие в наблюдении за выборами Президента Беларуси. Позитивный резонанс в Совете Европы имело решение Палаты представителей Национального собрания пригласить ПАСЕ к участию в наблюдении за парламентскими выборами в Беларуси в 2016 году. В условиях отсутствия у Минска подобных обязательств перед этой организацией такой шаг содействовал нормализации отношений с СЕ и, в более широком контексте, с Западом. Отмена большинства санкций в отношении Беларуси открыла окно возможностей для развития полноформатного диалога с Западом во всех сферах взаимодействия – в первую очередь в важных для нас торгово-экономической и инвестиционной, включая доступ Беларуси к ресурсам международных и европейских финансовых институтов. Так, в сентябре 2016 года Еврокомиссия внесла Беларусь в список стран, имеющих право получать финансирование Европейского инвестиционного банка под гарантии ЕС.

Ключевая задача на перспективу – полная нормализация отношений, выход на заключение базового соглашения между нашей страной и Европейским союзом, дальнейшая активизация диалога с Соединенными Штатами Америки. Последнее принципиально важно при понимании, что США де-факто остаются супердержавой, во многом определяющей ход мировых событий. К сожалению, большинство проектов сотрудничества было свернуто после объявления Белым домом в январе 1997 года политики «избирательного взаимодействия» в отношении Беларуси. Вместе с тем даже во времена острых политических разногласий сохранялись общие интересы и сотрудничество в области обеспечения региональной и глобальной безопасности. Например, в рамках «Северного маршрута доставки» Беларусь предоставляла свою территорию для транспортировки грузов для Международных сил содействия безопасности в Афганистане. В настоящее время в отношениях с США наметилась положительная динамика. Отменены санкции против «Белоруснефти», «Белтехэкспорта», «БелОМО», сняты преграды для работы Белорусской калийной компании на американском рынке. Вашингтон отказался от действовавшей ранее негативной рекомендации своим бизнесменам и инвесторам в отношении работы с нашей страной, поддерживает вступление Беларуси в ВТО, не препятствует развитию связей между регионами. Мы традиционно сотрудничаем в области ядерной и радиационной безопасности, защиты прав интеллектуальной собственности. Контактируют правоохранительные органы по линии борьбы с киберпреступностью. Достигнута договоренность о начале белорусско-американского экономического диалога. Повысилась узнавае- мость Беларуси в США среди политиков, бизнесменов, простых граждан. Все это внушает осторожный оптимизм и надежду на то, что с приходом к власти новой американской администрации появилась возможность если не начать с чистого листа, то, как минимум, осуществить «перезагрузку» наших отношений. И, конечно же, очень бы хотелось, чтобы Вашингтон отказался от политической инерции в отношении нашего государства.

Окончание следует.

  • 1
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account