stanislav_05


Часопiс неабыякавага беларуса


Previous Entry Share Next Entry
Су-25УБМ ВВС Казахстана, модернизированные белорусами.
stanislav_05
Су-25УБМ ВВС Казахстана, модернизированные белорусами.
Репортаж с авиабазы в Шымкенте
Су-25 УБМ военно-воздушных сил Казахстана на авиабазе в Шымкенте
Су-25 УБМ военно-воздушных сил Казахстана на авиабазе в Шымкенте / Фото Григория Беденко

Командование ВВС впервые показало модернизированные фронтовые штурмовики Су-25 УБМ, которые поступили на военную авиабазу в Шымкенте в начале января. Эти самолеты прошли ремонт и модернизацию на 558 АРЗ, Барановичи, Беларусь.
О преимуществах модернизированных "грачей" – в эксклюзивном репортаже Informburo.kz.

Взлёт Су-25 УБМ / Фото Григория Беденко
Взлет Су-25 УБМ

Этот небольшой дозвуковой самолёт с бронированной кабиной, по признанию авиационных экспертов, на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных фронтовых штурмовиков, когда-либо стоявших на вооружении в разных армиях мира. Впервые Су-25 (по кодификации НАТО Frogfoot ("лягушачья лапа") поднялся в воздух в 1975 году, а его активная эксплуатация началась в 1981-м. Штурмовик, как одна из лучших разработок ОКБ П. Сухого, принимал участие практически во всех локальных войнах последних десятилетий. Во время советского присутствия в Афганистане Су-25 получил в войсках неофициальное название "Грач".

Подготовка к полётам / Фото Григория Беденко
Подготовка к полетам

На базе серийного Су-25 было разработано более десятка модификаций, что позволило расширить спектр выполняемых задач и применять на самолёте различные типы вооружения. В своё время самолёт активно поставлялся на экспорт, и сегодня его применяют в Военно-воздушных силах 23 стран.

Модернизация самолётов включала также капитальный ремонт силовой установки, гидросистемы и других жизненно важных узлов / Фото Григория Беденко
Модернизация самолетов включала также капитальный ремонт силовой установки, гидросистемы и других жизненно важных узлов

Из постсоветских государств Су-25 в различных количествах и степени боеготовности на сегодня есть в России, Украине, Узбекистане, Туркменистане, Белоруссии, Армении и Азербайджане. Грузия сняла их с вооружения в прошлом году. В Казахстане по состоянию на 2017 год стоят на вооружении 12 одноместных боевых Су-25 и две “спарки” – двухместные учебно-боевые самолёты. Именно "спарки" и были модернизированы в первую очередь в соответствии с Программой перевооружения казахстанских ВВС, выполняемой Министерством обороны.

На Су-25 УБМ полностью заменена авионика / Фото Григория Беденко
На Су-25 УБМ полностью заменена авионика

Все наши машины этого класса входят в боевой состав 602-й авиационной базы, расположенной на военной площадке Шымкентского аэродрома. Су-25 – это самолёт, который работает преимущественно по наземным целям. Он предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днём и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.

Своего рода традиция в боевых авиационных частях / Фото Григория Беденко
Своего рода традиция в боевых авиационных частях

Что любопытно, именно на южном стратегическом направлении авиационная составляющая наших Вооружённых сил укрепляется современной техникой, которая в основном должна работать по наземным целям. Об этом мы подробно писали здесь.

"Грач" способен нести до 32 видов авиационного вооружения / Фото Григория Беденко
“Грач” способен нести до 32 видов авиационного вооружения

Вооружение серийного армейского самолёта-штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей уничтожение целей различными способами в условиях их визуальной видимости. Су-25 имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом. На восьми из них, рассчитанных на 500 кг, он способен нести бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты, контейнеры с авиационными пушками. На двух остальных – управляемые ракеты "воздух-воздух" для ближнего боя. Всего на самолёт может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.

Рулёжка на полосу / Фото Григория Беденко
Рулежка на полосу

Cу-25 в настоящее время серийно не производится. Отдельные заказы поступают от ВКС России, которая будет их эксплуатировать как минимум до 2020 года. Ранее самолёт выпускали два авиазавода – Тбилисский производил одноместные, "cпарки" – на предприятии в Улан-Удэ. По данным из разных источников, было серийно произведено около 700 единиц разных модификаций. В части ВКС России к настоящему времени поставлено более 30 модернизированных бортов. До 2020 года планируется переоборудовать около 80 этих боевых машин.

В боевом составе 602-й авиабазы есть также истребители ближнего боя МиГ-29 / Фото Григория Беденко
В боевом составе 602-й авиабазы есть также истребители ближнего боя МиГ-29

Модернизированные в России и Белоруссии серийные боевые Су-25 получили индекс Су-25СМ, двухместные учебно-боевые Су-25УБМ. У этих самолётов полностью заменена авионика с аналоговой на цифровую. Подробно о том, что именно установлено, можно узнать здесь. Именно в такой конфигурации модернизированы казахстанские Су-25.

Габит Умурзаков, капитан, старший лётчик авиационного звена / Фото Григория Беденко
Габит Умурзаков, капитан, старший летчик авиационного звена

– В конце декабря – начале января к нам начали поступать доработанные самолёты Су-25, – рассказывает Габит Умурзаков. – Первыми мы получили "cпарки"– учебно-боевые самолеты. На них полностью изменена авионика. Обновили все приборы. В кабине теперь стоят два МФИ (многофункциональные индикаторы). Посередине поставили прибор ИРП (индикатор резервно-пилотажный). Этот прибор запитывается отдельно от аккумулятора. Если вдруг откажут эти два МФИ, то резервно-пилотажный индикатор будет работать, пока ток от аккумулятора не снизится до 18 вольт. Также полностью изменили прицел – сняли старый, поставили новый. В результате изменились боевые возможности этого самолета.

– Как именно изменились?
– Раньше на старых самолётах мы работали в основном в ручном режиме – сами заходили на боевой курс, сами целились, на высоте стрельбы нажимали боевую кнопку – стреляли. А на обновлённом самолёте будем работать в автоматическом режиме. Что хорошо, в машинный блок забиваются высота стрельбы, скорость, углы отклонения, углы прицеливания. Наша задача – точно выйти на боевой курс. Далее высчитывает автоматика, и с помощью звуковых сигналов она нам даёт команду на нажатие боевой кнопки.

Обновлённый "Грач" выглядит весьма эффектно / Фото Григория Беденко
Обновленный “Грач” выглядит весьма эффектно

– Изменили авиационное оборудование, радиооборудование и расширили возможности по боевому применению. Двигатели и планер остались без изменений, но двигатели прошли капитальный ремонт – их снимали на заводе.

Посадочная скорость Су-25 УБМ - 210 км/ч / Фото Григория Беденко
Посадочная скорость Су-25 УБМ - 210 км/ч

– Какое дополнительное вооружение теперь можно применять?

– У нас расширился список вооружений, которые мы можем использовать. Теперь мы можем применять КАБы (корректируемые авиационные бомбы). Раньше мы использовали ракеты "воздух-воздух" класса Р-60. Сейчас на обновлённые самолёты можно подвесить Р-73. КАБ – это авиационная бомба, в прицельной части которой стоит телекамера – она управляемая. Изображение с неё выводится на наш МФИ, и мы видим всю картину атаки. Также остались традиционные для этого самолёта виды боеприпасов – неуправляемые ракеты, авиационные бомбы различных калибров и пр.

Жизненное пространство лётчика весьма ограничено / Фото Григория Беденко
Жизненное пространство летчика весьма ограничено

– Насколько изменилась эргономика самолёта?

– В плане эргономики есть и свои плюсы, и минусы. Очень хорошо то, что разные приборы, к примеру, высотомер у нас находится и на МФИ, и на ИРП, и на ИЛСе (индикатор на лобовом стекле) отражается. Минусы в том, что где-то эти приборы маленькие, где-то отсвечивают, где-то нет градировки. Но, в принципе, к этому быстро привыкаешь.

Цифровая приборная панель Су-25 УБМ – два МФИ по краям, ИРП в центре / Фото Григория Беденко
Цифровая приборная панель Су-25 УБМ – два МФИ по краям, ИРП в центре

– Как проходило переучивание c cерийного на модернизированный Су-25?

– Вначале мы прошли теоретический курс, с нами работали специалисты 558-го авиационного завода. Затем были практические занятия в кабине самолёта – нам объясняли, где и что включается, какой прибор откуда питается и пр. Дальше были ознакомительные полёты с лётчиком-инструктором.

В принципе, хороший тренинг должен быть на земле. В полёте первые 10-15 минут просто сидишь и смотришь. В дальнейшем проще, когда уже знаешь, где какие приборы. В течение одного полёта к приборам уже можно привыкнуть. Я на этом самолёте сделал 5-6 вылетов. Уже привык.

Даурен Косанов, командующий Военно-воздушными силами СВО ВС РК, генерал-майор / Фото Григория Беденко
Даурен Косанов, командующий военно-воздушными силами СВО ВС РК, генерал-майор

– Авионика вся цифровая – тактическую обстановку можем отслеживать в комплексе. В плане навигации, самолёт теперь может заходить на любой аэродром – добавлена система ILS международного стандарта, – рассказывает командующий ВВС генерал-майор Даурен Косанов. – Лётчик теперь может запрограммировать в самолёте до 99 поворотных пунктов, выходить на любой поворотный пункт оперативно. Приборы аналоговые убрали. Улучшена эргономика.

Послеполётное обслуживание самолёта / Фото Григория Беденко
Послеполетное обслуживание самолета

– В плане улучшения тактико-технических характеристик: теперь самолёт может выполнять боевое применение, не снижаясь с больших высот и не входя в зону пусков ПЗРК переносных зенитно-ракетных комплексов, – продолжает далее командующий ВВС. – Также машина способна выполнять навигационное бомбометание. Это значит, что цель можно атаковать в любых условиях – и днём и ночью по запрограммированным координатам.

Технический персонал авиабазы также проходил переобучение / Фото Григория Беденко
Технический персонал авиабазы также проходил переобучение

– Мы забиваем координаты в бортовую систему, заходим на эту цель и, даже не видя ее, к примеру, за облаками выполняем бомбометание. Как заверяют нас специалисты 558-го авиазавода, отклонение бомбы от цели при этом составляет плюс-минус десять метров. Это очень хороший показатель. Ещё теперь будет возможно применять корректируемые авиационные бомбы, управляемого оружия класса "воздух-земля" и новые для этого самолёта ракеты "воздух-воздух". В целом обновлённый самолёт значительно отличается от старой модификации.

– Когда вы начнёте тренировки по боевому применению этих самолётов?
– Сейчас идёт процесс переучивания всего лётного состава. Мы уже приступили к полётам в ночное время. Лётчикам надо выполнять "вывозные программы", привыкнуть к этим машинам. Тренировки по боевому применению мы начнём в феврале, когда придут модернизированные боевые самолёты. В этом году придут три боевых самолёта, дополнительно к двум учебно-боевым. Далее в этом году мы готовимся к отправке еще 6 самолётов на модернизацию. После этого отправим оставшиеся.

Перед вылетом / Фото Григория Беденко
Перед вылетом

– Даурен Жуматаевич, что предусмотрено по программе перевооружения ВВС на 2018 год?
– В этом году у нас в планах закуп 4 ударных вертолётов Ми-35М. Они войдут в боевой состав Алматинской авиационной базы. Планируется прибытие пары многофункциональных истребителей Су-30 СМ на авиабазу в Талдыкоргане. Также, как я уже сказал, продолжится модернизация штурмовиков Су-25 Шымкентской авиабазы.

После дневных полётов / Фото Григория Беденко
После дневных полетов

– Мы планируем в этом году отправить на модернизацию наши учебно-тренировочные L-39, которые получат цифровую кабину. Эти самолёты базируются в Балхаше, где расположен учебный центр СВО. Кроме того, эти самолёты сделают учебно-боевыми, добавив к ним кое-какое дополнительное вооружение. Модернизация будет проводиться у нас в Казахстане, на базе ТОО “Казахстанская авиационная индустрия” в Астане. Мы договор заключили с ними, а субподрядчиков они выберут сами.

Специалисты 558-го АРЗ из белорусских Барановичей тренируют казахстанских лётчиков / Фото Григория Беденко
Специалисты 558-го АРЗ из белорусских Барановичей тренируют казахстанских летчиков

– Была информация, что для наших ВВС собираются приобрести китайские военно-транспортные самолёты?

– Да, мы собираемся приобрести транспортники Shaanxi Y-9. Это китайский вариант советского Ан-12, очень глубоко переделанного. Сейчас процесс по приобретению этих самолётов на стадии заключения договоров. Поставку ожидаем через 3 года. Эти самолёты предназначены для доставки и выброса десанта, поэтому в основном будут работать на десантно-штурмовые войска.

Полёты продолжаются в тёмное время суток / Фото Григория Беденко
Полеты продолжаются в темное время суток

– А по другим типам?

– По десантной модификации Ил-76 Министерство обороны сейчас ведёт переговоры, но когда будет подписан контракт, пока неизвестно.

По Як-152 – на сегодняшний день он не принят на вооружение в России, мы ждём, когда они его примут, обкатают. После этого решим. Пока нам хватает наших старых проверенных L-39, которые у нас в достаточном количестве.

Что касается учебно-боевого Як-130, то мы пока тоже отложили решение этого вопроса, так как нам сейчас необходимо ремонтировать и модернизировать боевые самолёты.


– В последнее время наша южная авиабаза серьёзно укрепляется. Именно сюда в первую очередь поступает новая и обновлённая авитехника. Почему именно южному направлению столько внимания cегодня?

– Это южный рубеж наших союзных государств и относительно недалеко отсюда неспокойный Афганистан. Как видим, в последнее время там идёт эскалация конфликта. Поэтому мы укрепляем авиационную составляющую в рамках ШОС. Мы недавно летали в Таджикистан на учения. Проходили на боевых самолётах через воздушное пространство Узбекистана. Встретили при этом полное взаимопонимание со стороны узбекского руководства. В случае необходимости мы окажем помощь нашим соседям авиационными средствами.





Лётно-технические характеристики Су-25:

Длина – 15,53 м
Высота – 4,8 м
Размах крыла – 14,36 м
Площадь крыла – 30,1 кв. м
Масса пустого cамолёта – 9315 кг
Нормальная взлётная масса – 14600 кг
Максимальная взлётная масса – 17533 кг
Нормальная боевая нагрузка – 1400 кг
Максимальная боевая нагрузка – 4400 кг
Максимальная скорость у земли – 970 км/ч
Крейсерская скорость – 750 км/ч
Посадочная скорость – 210 км/ч
Максимальная дальность полёта у земли – 750 км
Максимальная дальность полёта на высоте – 1250 км
Радиус действия – 300 км
Практический потолок – 7000 м
Экипаж – 1-2 человека
Запас топлива – 3000 кг
.

?

Log in

No account? Create an account