Часопiс неабыякавага беларуса (stanislav_05) wrote,
Часопiс неабыякавага беларуса
stanislav_05

Category:

Минск и Жбанов

IMG_3602





в ПАМЯТь СКУЛЬПТОРА ВЛАДИМИРА ЖБАНОВА.



фото Тамары Хамицевич
Светлана Фроленкова

АВТОР:

Светлана Фроленкова

Владимир Жбанов ушел из жизни три года назад – 16 января 2012 года. Ваятель любил жизнь, спешил охватить как можно больше. Мог стать актером или писателем. Артистичный и обаятельный, он был потрясающим рассказчиком. Живая мимика, искрометный юмор оживляли его истории, позволяли их не только слышать, но и видеть.

IMG_2592

фото Тамары Хамицевич

фото Тамары Хамицевич

«Сейчас даже не представляю, чем бы я мог заниматься в жизни, если бы не увлечение скульптурой с самого раннего детства, – признался однажды Владимир Жбанов. – Одержимость создавать маленьких человечков никогда не оставляла меня одиноким. В этом мире сказок я чувствовал себя счастливейшим из детей».

Искусство хрупко

IMG_5643

Он писал свои истории не пером на бумаге, а чуткими пальцами на пластилиновом полотне, превращающими пластичную массу в скромную Золушку,

фото Тамары Хамицевич

ничего не замечающих вокруг себя влюбленных

фото Тамары Хамицевич

или ищущего в гирях золото Шуру Балаганова. В его мастерской остались десятки эскизов в пластилине, увы, недолговечном материале. Они могли остаться неизвестными для широкой публики, а со временем и вовсе раствориться в суете бытия.

IMG_4070

– Когда уходит из жизни скульптор, художник, остается его наследие – эскизы, наброски. Вдовы порой не знают, что с этим делать. Мастерская, как правило, государственная, и ее нужно освободить для другого творца… Где хранить работы? Если для холстов еще найдется место в обычной квартире, то где разместить десятки скульптур? Признаюсь, у меня сердце болезненно сжималось, когда видела на площадке для сбора мусора возле творческих мастерских фрагменты чьих-то скульптур, – слова даются Жанне Жбановой нелегко. – Поэтому для себя решила во что бы то ни стало сохранить работы Володи. У нас есть скромная дача, одну из двух комнат я оборудовала стеллажами и перевезла туда скульптуры. Выполненные в мягком материале, многие были в ужасном состоянии, но их удалось восстановить. Я ведь окончила художественное училище, помогала мужу при жизни – он доверял мне обработку восковых форм скульптур. Удалось отлить в бронзе несколько работ мужа за собственные средства на художественно-литейном предприятии «Веселая подкова». Володя обращался сюда незадолго до смерти, так что контакты были.

Владельцы предприятия решили помочь вдове известного ваятеля сохранить его творческое наследие, взяв финансовые расходы на себя. Недавно они открыли на улице М. Танка в доме № 6 галерею «Арт-база», где выставлены 17 скульптур Жбанова.

_MG_4380

«Золушка»

_MG_4390

«Художник»

_MG_4395

«Пират»

_MG_4398

«Бегущая по волнам»

_MG_4423

«Неравный брак»

_MG_4427

«Вясёлка»

_MG_4384

«Смеющиеся»

_MG_4415

Тот самый «Мюнхгаузен»

В их числе и последняя работа мастера – «Дирижер».

_MG_4452

– Володя завершил ее за пару недель до смерти, – продолжает Жанна Жбанова. – Скульптуру планировалось установить на ступеньках концертного зала «Верхний город». Но из-за возникших экономических сложностей проект отложили.

Скульптор похоронен на Восточном кладбище. Памятник на его могиле проектировал архитектор Юрий Градов, с которым Владимир Иванович часто работал в тандеме. На гранитном кубе – бронзовая миниатюра, копия той самой «Незнакомки»…

Так совпало, что именно сегодня – в день памяти Жбанова – в Национальном художественном музее открывается выставка одного из его учеников – Андрея Осташова – «Девичий дозор». Работы, представленные на экспозиции, отсылают нас в сказку, рассказывают, как девочки охраняют внутренний мир творца, пытаются сберечь в душе взрослого человека непосредственность и трепетность детства.

IMG_0897-Тамара Хамицевич

Горожане полюбили его бронзовых героев, охотно с ними фотографируются, назначают встречи рядом. Мне больше импонирует «Прикуривающий». В студенческие годы мы с коллегой помогали Владимиру Ивановичу лепить эту скульптуру в натуральную величину, – вспоминает Андрей Осташов. – Жбанов был очень светлым и открытым человеком, но в то же время требовательным и принципиальным учителем. В училище я поступал на живопись, но не хватило балла. В том году был недобор на скульптуру, и мне предложили пойти туда. А Владимир Иванович этого не знал, заподозрил во мне «блатного». Он же сам набирал курс и меня на экзаменах не видел. Спустя 15 лет подошел на выставке и признался: «Знаешь, Андрюха, хорошо, что тебя тогда не выгнал. Молодец!».

Удивительно, но при жизни Жбанова не было организовано ни одной его персональной выставки. Мастер откладывал это событие до своего 60-летия. Не успел… Он ушел из жизни за 10 дней до 58-го дня рождения.

IMG_2594

Первая же скульптура Владимира Жбанова, «Незнакомка», была установлена в 1998 году в Михайловском сквере.

002-Скамейка

«Прототипа у скульптуры нет, просто возникла идея сделать такую миниатюру для выставки, – рассказывал шесть лет назад Владимир Иванович. – У меня даже денег не было на то, чтобы отлить ее из бронзы. Как-то работу увидел Борис Юртин, архитектор Михайловского сквера, и предложил мне поучаствовать в конкурсе на городскую скульптуру. Он уже тогда мысленно увидел мою «Незнакомку» в большом размере.

В прошлом году, когда открывалась мемориальная выставка Жбанова «От меня», корреспондент агентства «Минск-Новости» поинтересовалась у вдовы скульптора: правда ли, что «Незнакомку» в Михайловском сквере супруг вылепил ей в отместку за своенравное поведение?

«За гордыню! – с улыбкой призналась тогда Жанна Владимировна. – Собирались мы на дачу. Владимир Иванович попросил меня кое-что купить в магазине. Я не выполнила просьбу, потому что мы очень спешили. Он сказал: «Раз ты не прислушиваешься ко мне, я на дачу не поеду». Ну и пожалуйста! А он хлопнул дверцей машины и ушел в мастерскую. У него, видимо, тогда все бурлило внутри от эмоций. Говорил мне потом о работе: «Специально прутьями проткнул ее, чтобы не встала даже со скамейки». Я не связываю скульптуру со своим образом – это его настроение, которое перенес в работу. Она отлита на радиаторном заводе. Когда мы только познакомились с ним, он сказал, что льет там батареи. Он нарисовал на салфеточке бегемотика, и я спросила: «Интересно, все рабочие так рисуют?». Он удивился: «А вы что-то в этом понимаете?» – на что я с гордостью ответила, что оканчиваю художественное училище».

003-Прикуривающий

Со второй работой мастера, которая появилась в Михайловском сквере в 1999 году, связана печальная история. К Жбанову обратился белорусский кинопродюсер Владимир Голынский, сыгравший главную роль в фильме «Дела Лоховского». Мол, решил по случаю своего 35-летия подарить городу скульптуру. В итоге остановились на образе молодого человека, стоящего на канализационном люке и стреляющего у прохожих сигаретку. Прототипом стал сам продюсер. Скульптуру ваятель изготовил за три месяца. Ее еще не успели поставить, как Голынский погиб… Его родственники собирались продать скульптуру на металл, о чем узнал Владимир Иванович. Вместе с режиссером Борисом Берзнером, снявшим картину «Дела Лоховского», пошли к главному архитектору Минска и все ему рассказали.

Городские власти приняли решение установить «Прикуривающего» в Михайловском сквере. Во время открытия скульптуры тогдашний мэр Минска Владимир Ермошин предложил Жбанову сделать третью работу.

Не обижайте «Девочку»

Образ новой скульптуры тоже подсказала трагедия. Конец мая 1999 года. На площадке радом с Дворцом спорта шумит пивной фестиваль. Неожиданно начинается ливень. Гремит гроза. Молодежь ринулась в подземный переход станции метро «Немига». В образовавшейся давке погибли 53 человека, в большинстве своем девушки 15–18 лет.

А за год до этого Жбанов сделал маленький эскиз: девушка, сжавшаяся от холода и ветра, с порванным зонтом стоит на остановке, встречая и провожая пассажиров…

004-Девочка с зонтиком

Мастер несколько изменил скульптуру: зонтик стал почти прозрачным, иллюзорным – этакий символ беззащитного детства, а девушка превратилась в худенького босого подростка. Позировала Жбанову десятилетняя дочь Маша. Открытие композиции состоялось в 2000 году в День защиты детей. А зонтик и впрямь оказался хрупким. Хулиганы не раз его ломали…

IMG_1095

– Шли как-то с Володей по Михайловскому скверу и увидели, что «Девочке с зонтиком» кто-то помадой нарисовал губки. Муж стал вытирать, – вспоминает вдова Жбанова. – К нам подскочили две бабушки: «Ты что делаешь с нашей внучкой? Да мы сейчас тебя в милицию!» Тогда Володя с улыбкой признался, что он – автор «Девочки». На что пожилые дамы недоверчиво заметили: «Что-то не похож…».

В другой день мастер ждал знакомых в этом сквере. В это время экскурсовод знакомила гостей столицы с достопримечательностями привокзальных кварталов. «Мы находимся в Михайловском сквере, где установлены работы известного скульптора Владимира Жбанова. Вот «Девочка с зонтиком», – дама начала рассказывать историю создания скульптуры, заметила на скамейке Владимира Ивановича и не растерялась, – а вот и сам автор «Девочки».

Неоконченный роман

Это далеко не все истории. А вы знаете, что скульптор и сам много писал? Накануне 55-летия он мне признался, что собирает материал для романа «Старость». Что происходит с человеком, когда он начинает стареть? Как он меняется? Скульптор записывал впечатления знакомых-сверстников, сам размышлял на эту тему. Завершить книгу не успел. Как и на собственном опыте познать, что такое старость…



Жбанов с большим удовольствием писал письма. Жене в свое время прислал почти тысячу штук. В школьные годы он вел дневники, позже их сжег, о чем впоследствии жалел. Говорил, многое бы отдал, чтобы узнать, о чем думали его дедушка, прадедушка, какие проблемы их волновали, как они относились к происходящим событиям.

«Мои родители ушли из жизни, но от них осталась большая ценность – письма, открытки, среди которых есть датированные 1946 годом… – рассказывал тогда Владимир Иванович. – Сохранились и мои письма маме, порой с интересом их перечитываю: каким я был в молодости, чем жил… Я всегда старался заглянуть в будущее, спрашивал себя: чего достигну? В 15 лет поступил в художественное училище, потому что был потрясен тем, что могут сотворить рука человека и обычный карандаш. Рисунок меня завораживал… Хочу ли я что-либо изменить в прошлом? Наверное, нет. Все-таки многое удалось».

– Записей мужа осталось очень много, есть несколько рассказов, опубликованная в журнале «Нёман» повесть, воспоминания, – вздыхает Жанна Жбанова. – Идеи, мысли Володю переполняли. Поначалу он постоянно их озвучивал мне и дочерям, за что мы его в шутку прозвали домашним радио, а потом стал переносить на бумагу. Пока не хватает сил, моральных и физических, чтобы пересмотреть записи. Я бережно храню эти архивы. Настанет время и для них.

_MG_4445

Подрастают внук и внучка Жбановых. Оба любят рисовать и лепить из пластилина. Возможно, кто-то из них продолжит дело деда.

Неизвестные работы Жбанова можно увидеть на выставке в Музее истории города Минска (ул. Революционная, 10) до 29 июля. Часть скульптур в бронзе представлена в новой галерее «Арт-база» (ул. М. Танка, 6).

_MG_4415

Фото Тамары ХАМИЦЕВИЧ и из архива скульптора

Tags: Фото Минск, архитектура, личность, мои земляки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments