Часопiс неабыякавага беларуса (stanislav_05) wrote,
Часопiс неабыякавага беларуса
stanislav_05

Беларусь. Ненависть Залужья. Задачи Союза.

Обама продлил санкции против Белоруссии еще на год.
03:12, 11 июня 2015 - http://lenta.ru/news/2015/06/10/sanksii/
Президент США Барак Обама 10 июня продлил еще на один год американские санкции против Белоруссии, срок которых истекал 16 июня. Об этом сообщило РИА Новости со ссылкой на Белый дом.
В уведомлении членам Конгресса Обама связал это с тем, что действия и политика «определенных членов правительства и других лиц в Белоруссии подрывают демократические процессы и институты». Все это, по словам американского президента, представляет «экстраординарную опасность национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов».
Санкции против Белоруссии и ее президента Александра Лукашенко были введены в октябре 2004 года. Тогдашний президент США Джордж Буш утвердил принятый Конгрессом «Акт о демократии в Белоруссии», связывавший санкции с освобождением политзаключенных, прекращением репрессий против профсоюзов и проведением выборов в соответствии со стандартами ОБСЕ. Незадолго до этого американский минфин обвинил белорусский Инфобанк в отмывании денег Саддама Хусейна.
Вслед за США, ограничения против Белоруссии ввел Евросоюз. В основном они касаются выдачи виз чиновникам и займов для белорусских компаний. В 2010 году, после состоявшихся в стране выборов президента, санкции были ужесточены.


Владимир НИКОЛАЕВСКИЙ:
Наверно, 4 сентября 1997 года, когда в Минске прекратил деятельность Фонд Сороса, действовавший с 1993-го, можно определить как дату начала беспрецедентного политического давления на Республику Беларусь и ее президента. Причиной закрытия этой некоммерческой организации, занимавшейся поддержкой проектов «в области образования, науки, здравоохранения, культуры и масс-медиа», стало вмешательство в политические процессы на территории суверенного государства. Закрытие деятельности Фонда Сороса и других некоммерческих организаций фактически лишило «свободное общество» возможности создания механизма и инструментов формирования демократических институтов влияния на политическую систему Республики Беларусь. Подобного рода действий от пока еще неизвестного маленького государства в самом центре Европы никто не ожидал, и это вызвало своеобразную реакцию «свободного общества», не привыкшего, когда ему отказывают в его капризах.

По нашему мнению, это было первым политическим достижением Республики Беларусь и ее президента А. Г. Лукашенко. Ранее мало кому известное государство и его лидер вдруг стали узнаваемы в во всем мире. Иметь себя в списке врагов, например, президента США, канцлера ФРГ, президента Франции, руководителей Евросоюза и т. д. почтет за честь любой разумный человек. А подтверждением нашего вывода может служить тот факт, что титул «последнего диктатора Европы», по мнению оппозиции, перехватил уже Президент Российской Федерации В. В. Путин.

Прошло 17 лет. И снова господин Дж. Сорос предрекает Республике Беларусь экономический упадок, косвенно подтверждая тот факт, что страна за прошедший период достигла определенных успехов в экономике, политике, социальной сфере.



Факт успехов подтверждается также и совместным докладом Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, в котором, в частности, говорится, что в период 2001—2008 годов средние темпы роста экономики Республики Беларусь составляли 8,1 процента в год6. Согласно текущим данным Всемирного банка, с 2004-го по 2013 год ВВП на душу населения вырос с 2380 до
7570 долларов США, уровень бедности снизился с 17,8 до 5,5 процента, экспорт высокотехнологичной продукции увеличился с 227 до 620 миллионов долларов США, однако стабильно составляет порядка 2,2 процента ВВП.

Можно и далее манипулировать цифрами, отражающими отдельные экономические показатели, и, исходя из поставленных задач, что-то опровергать или что-то подтверждать; но наша цель иная — показать экономическую сущность происходящего и ее влияние на реальный уровень благосостояния населения Республики Беларусь.
А экономическая сущность происходящего довольно проста: президент А. Г. Лукашенко не только сберег доставшееся от Советского Союза наследство, но и использовал его для быстрого вывода утопающей в нарастающей рыночной перестройке экономики на новый уровень развития без использования «шоковой терапии», когда страдают миллионы граждан. И здесь достижением Республики Беларусь следует считать сохранение промышленного потенциала в рамках государственного управления, что позволило в конечном итоге сберечь еще советские кооперационные связи, переведя их на рыночные условия функционирования. Вот вам и белорусская экономическая модель — сохранить доставшееся при распаде Советского Союза «наследство» и использовать его в целях роста уровня благосостояния в новых условиях хозяйствования!
 Страна удержалась от эйфории срочного перехода на механизмы рыночной экономики и тотальной приватизации, и как результат — население Республики Беларусь пострадало меньше всего из стран постсоветского пространства при переходе к рыночным методам хозяйствования. И необходимо осознавать тот факт, что за подобного рода сменой системы хозяйствования стоят судьбы многих миллионов людей. А это главное достижение Республики Беларусь — бережное отношение к своему народу.

В связи с этим необходимо отметить систему социальной защиты населения. Она также досталась Республике Беларусь по наследству. Со всеми ее недостатками и проблемами, она помогла выжить и поддержала население страны в самые тяжкие годы переходного периода. Немногие понимают, насколько это сложный и хрупкий механизм, ориентированный на самый уязвимый в экономическом смысле слой населения. Обеспечить регулярную выплату пенсий, различного рода пособий нуж-
дающимся и лицам с ограниченными возможностями, поддержать матерей и сирот — это воистину благородная и великая задача, от решения которой во многом зависит и будущее любого государства.

Теперь несколько слов об эффективности рыночной экономики. И опять обратимся к авторитетному источнику — нобелевскому лауреату Джозефу Стиглицу, которого не очень-то и жалуют в США в связи с его позицией по вопросу о формах регулирования рыночных отношений. По его мнению, только государство, заботясь о росте уровня благосостояния населения, способно выправлять асимметрию рыночной информации, используемой частным бизнесом в целях наживы.

И еще одно достижение Республики Беларусь — желание и стремление развивать прочные партнерские отношения на государственном уровне в рамках межгосударственных объединений и союзов. Время подтвердило правильность ориентации руководства страны на формирование более глубоких интеграционных связей в рамках СНГ. Результатом такой политики разных скоростей стали создание Союзного государства Беларуси и России, развитие торгово-экономических отношений (читай — кооперационных связей) в рамках ЕврАзЭС. Ему на смену пришел Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Продолжая эту мысль, можно утверждать, что Республика Беларусь уже в середине «лихих» 1990-х предвидела необходимость развития и укрепления региональных и межрегиональных экономических союзов — таких, как, например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС. Уже в то время сложилось понимание, что в системе складывающегося мироустройства только в рамках экономических союзов, в сотрудничестве с государствами-партнерами можно обеспечить конкурентоспособность нацио-
нальной экономики в глобализирующемся мире.

Вместе с тем, говоря о достижениях Республики Беларусь на протяжении рассматриваемого периода, необходимо определить и блок тех проблем, которые в силу различных обстоятельств остались нерешенными или требуют своего решения. По данным исследования, проведенного по заказу Евразийского банка развития, темпы роста ВВП Белоруссии до 2030 года будут cокращаться. Прогнозируется, что среднегодовой рост этого показателя в 2011—2015 годах cоставит 4,7 процента, в 2016— 2020 годах — 2,6, в 2021—2025 годах — 2,3, в 2026—2030 годах — 2,79. Всемирный банк также прогнозирует снижение темпов роста ВВП для Республики Беларусь на уровне 1,5 процента в 2015 году и 1,0 процент в 2016-м, что согласуется с данными Национального статистического комитета Республики Беларусь. Не секрет, что одним из факторов замедления роста ВВП является старение производственных мощностей белорусских предприятий и в связи с этим снижение конкурентоспособности белорусской промышленности на фоне роста мировых цен на ключевые виды издержек производства. Сам факт устойчивого замедления роста ВВП свидетельствует о том, что из существующих производственных мощностей «выжали все соки», и они требуют срочной замены на более современное оборудование — производственный потенциал практически исчерпан. Фактически момент постепенного вывода из эксплуатации устаревающего технологического оборудования и ввода новых технологий и соответствующего оборудования был упущен. Теперь для повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики потребуется решение более сложной задачи: в сжатые сроки провести социально-экономическую модернизацию.

В последнее время в Республике Беларусь много говорят об инновациях, модернизации. Однако реальная суть модернизационных процессов — это не просто замена старого оборудования на новое и поиск источников инвестиций на эти цели. Речь идет о значительно более сложной и комплексной задаче, требующей мобилизации всех ресурсов,имеющихся в распоряжении государства. Если инновация — это практическая реализация новой идеи, то модернизация осуществляется за счет накопления множества инноваций, которые позволяют совершить качественный переход к новому уровню мышления на их основе. Цель модернизации — переход на новый образ мышления во всех сферах деятельности; в противном случае приобретенное оборудование годами лежит в нераспакованном виде или, в лучшем случае, устанавливается, но эффективно не используется. При этом финансовые инвестиции в инновационном и модернизационном процессе вовсе не являются решающим фактором — ключевую роль в ходе реализации инновационной идеи играют организационные способности, интеллект, знания, умения, опыт, сила воли и другие личные качества. Понимание этого факта позволяет сформировать у общества и каждого его члена инвестиционный образ мышления с ориентацией на достижение конечного позитивного социально значимого результата. Постановка глобальной цели, иначе говоря, разработка и выдвижение национальной идеи позволит консолидировать нацию для решения сложных социально-экономических задач, заставить отодвинуть на время личные интересы, что в нашей истории случалось не однократно.

Устаревающая технологическая база производственного потенциала Республики Беларусь требует обновления не только оборудования, но и сложившейся системы управления экономикой. По понятным причинам невозможно реформировать систему управления, привязанную к определенной технологической базе. Необходимость изменения образа экономического мышления при модернизации экономики страны потребует структурной реформы всех ветвей власти для наиболее эффективного формирования и использования модернизационного потенциала: экономического, социального и административного.

Республика Беларусь — не первое государство в мире, перед которым остро встала проблема выбора пути развития, способного обеспечить ускорение экономического роста на качественно новой основе.Решение этой задачи, среди прочего, заставляет обратить внимание на некоторые «латентные» аспекты модернизации, оказывающие значимое влияние на процесс достижения поставленной цели. Прежде всего речь идет о социальной сфере и таких ее элементах, как системы социальной защиты, образования и здравоохранения. На протяжении всей своей истории Республика Беларусь инвестировала большие средства в создание действующей социальной сферы — ключевого элемента социально ориентированной экономики. Но приходит время, когда
необходимо пересмотреть не глобальные цели социальной сферы, а решаемые задачи, формы, механизмы и инструментарий их достижения. Это объективная необходимость, обусловленная диалектикой социально-экономического развития, предполагающая взаимное соответствие парадигм экономического и социального развития как единой системы.
...
Сможет ли государство в одиночку справиться с этой задачей, требующей мобилизации коллосальных материальных, интеллектуальных, организационных, социальных и других ресурсов? На наш взгляд, эта задача неподъемна для любого отдельно взятого государства, даже такого, каким является Российская Федерация, имеющая практически неограничеснный доступ ко всем видам природных ресурсов. Необходимо объединение усилий государств в рамках ЕАЭС, для того чтобы получить синергетический эффект и занять достойное место в мировой системе. Иначе достижения превратятся в упущенные возможности.
В этих условиях выработка общей стратегии модернизации нескольких государств в рамках экономического блока, такого, как, например, ЕАЭС, представляется актуальной задачей. А сама идея объединения усилий нескольких государств для достижения общей цели — выхода на лидирующие мировые позиции и на этой основе роста уровня благосостояния населения — могла бы стать той необходимой и объединяющей национальной идеей одновременно для нескольких государств.
...

Известно, что к настоящему времени в технологической структуре национальных экономик ведущих стран преобладают технологии пятого технологического уклада с переходом к шестому. Например, в США до 10 процентов составляют технологии шестого технологического уклада, а ежегодные темпы роста этих технологий находятся на уровне 15 процентов. Более того, в Америке с 2009 года реализуется национальная программа реиндустриализации экономики, в которую вкладываются колоссальные финансовые ресурсы для вывода ее на самые высокие конкурентные позиции в мире. Не отстает от США и Европа, реализующая собственную программу реиндустриализации.В описанном контексте перед Республикой Беларусь, да и Российской Федерацией и Республикой Казахстан, встает чрезвычайно сложная задача по обеспечению конкурентоспособности национальной экономики. К сожалению, похвастаться промышленным использованием технологий шестого технологического уклада мы не можем, и для обеспечения конкурентоспособности национальных экономик в среднесрочной перспективе потребуются разработка и реализация соответствующих национальных программ — программ модернизации, которые в одиночку решать будет чрезычайно сложно. Модернизация экономики потребует решения еще одной важной задачи — выбора лидера, обладающего политической волей и способностью добиться поставленной цели, опытом государственного управления и решения сложных социально-экономических проблем. В Республике Беларусь такой человек уже есть — это президент А. Г. Лукашенко. Есть такие лидеры и в Российской Федерации — президент В. В. Путин, и в Республике Казахстан — президент Н. А. Назарбаев.
Возникает другая, не менее сложная задача — формирование профессиональной команды, способной в кратчайшие сроки сформулировать цель и задачи социально-экономической модернизации, сформировать программу действий, очертить конкретные и понятные ориентиры ее реализации и распределить области ответственности, оценить необходимое организационное и ресурсное обеспечение и т. д. Чрезвычайно важно определить официальный статус, полномочия и ответственность членов такой команды. Однако это уже рабочие моменты…
Остается, на наш взгляд, один нераскрытый вопрос: смогут ли государства выработать единую стратегию модернизации в рамках созданного союза, чтобы достижения отдельных государств интегрировать в новые совместные возможности по обеспечению высочайшего уровня мировой конкурентоспособности экономического блока ЕАЭС и входящих в его состав стран?
Ответ на него даст лишь время.

Статья полностью здесь - http://svom.info/entry/543-dostizheniya-ili-utrachennye-vozmozhnosti/.
Tags: Беларусь, Лукашенко, США, демократия, ложь и правда
Subscribe

  • Птичь.

    Рукотворное озеро расположено на реке Птичь в 16 км от Минска. Вблизи – небольшие еловый и сосновый лесные массивы. Водоем является одним из…

  • За полчаса до весны

    _rubl_ напомнил: Песняры. За полчаса до весны. Музыка Оскар Фельцман, стихи Наум Олев, вокал Владимир Мулявин, запись 1976 года

  • Национальная библиотека Беларуси.

    Приглашаем на прогулку по читальным залам Национальной библиотеки! Здесь хранится более 10 миллионов единиц книг, документов, журналов и других…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Птичь.

    Рукотворное озеро расположено на реке Птичь в 16 км от Минска. Вблизи – небольшие еловый и сосновый лесные массивы. Водоем является одним из…

  • За полчаса до весны

    _rubl_ напомнил: Песняры. За полчаса до весны. Музыка Оскар Фельцман, стихи Наум Олев, вокал Владимир Мулявин, запись 1976 года

  • Национальная библиотека Беларуси.

    Приглашаем на прогулку по читальным залам Национальной библиотеки! Здесь хранится более 10 миллионов единиц книг, документов, журналов и других…