?

Log in

No account? Create an account

stanislav_05


Часопiс неабыякавага беларуса


Previous Entry Share Flag Next Entry
МИД и СМИшники.
stanislav_05
Сегодня в МИД РБ прошёл брифинг для представителей СМИ.
Начальник управления информации - пресс-секретарь МИД Беларуси Д.Мирончик рассказал журналистам:

- Аб пасяджэнні Нацыянальнай камісіі Беларусі па справах ЮНЕСКА
- О заседании Комитета национальных координаторов ЦЕИ под эгидой председательства Беларуси в Организации
- О визите заместителя Министра иностранных дел Беларуси А. Кравченко в Венгрию
- О Национальной экспозиции Беларуси на VI Европейском форуме в области науки, технологий и инноваций «TRANSFIERE» в Испании
- О новом формате сайта МИД РБ

Д.Мирончик: 14 февраля 2017 г. в г.Минске состоится первое заседание Комитета национальных координаторов Центрально-Европейской Инициативы под эгидой белорусского председательства в Организации в 2017 году.
В заседании Комитета национальных координаторов (КНК) ЦЕИ планируется участие представителей 18 стран-участниц Организации (как правило, в ранге послов), Генерального секретаря ЦЕИ Джованни Караччоло ди Ветри (Италия) и Альтернативного Генерального секретаря ЦЕИ Маргот Клестиль-Леффлер (Австрия).
Перед участниками заседания КНК ЦЕИ выступит Министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей.
В своем выступлении В.Макей представит основные приоритеты и предварительную программу председательства Беларуси в Организации в 2017 году. В рамках мероприятия также состоится обсуждение текущих вопросов деятельности Организации, включая секторальное и проектное сотрудничество, взаимодействие с другими международными и региональными структарами, пути дальнейшего реформирования ЦЕИ.

Но все перечисленные события журналистов совершенно не интересовали.
Их нужно было только что-либо "жареное"


ИА «БелаПАН»: Дмитрий Леонидович, 7 февраля из Беларуси в Азербайджан был экстрадирован гражданин России и Израиля – Александр Лапшин. Это вызвало, вообщем-то, бурную реакцию как со стороны российского МИД, который осудил эти действия, так и со стороны армянских депутатов. Как Вы можете прокомментировать эту реакцию:

Д.Мирончик: Я не буду исправлять неточности в формулировке Вашего вопроса, они там есть. Обратите внимание на вчерашние новости, и тогда Вы верно будете интерпретировать и реакцию российской стороны, и реакцию армянских депутатов.

По сути. Я впервые обращаюсь к вопросу Александра Лапшина, и это отнюдь не случайно. 7 февраля свой вердикт вынес Верховный суд Республики Беларусь. Вчера данную тему прокомментировали Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел.

Экстрадиция – вопрос, лежащий исключительно в правовой плоскости. Беларусь добросовестно исполнила свои международные обязательства по международному договору об оказании правовой помощи. Pacta sunt servanda. Если кто-то забыл латынь – договоры должны соблюдаться.

По части звучавших заявлений в отношении членства Беларуси в ОДКБ. Участие или неучастие в Договоре о коллективной безопасности носит сугубо добровольный характер и является собственным суверенным выбором того или иного государства. Как Вы знаете, Беларусь свой выбор сделала. Предложения об исключении из ОДКБ и тому подобном лишены каких-либо юридических оснований.

Наконец, то, что касается белорусско-российского аспекта. В последнее время между сторонами возникали определенные различия в понимании путей решения актуальных вопросов двухсторонней повестки. Тем не менее, я хочу подчеркнуть, что МИД Беларуси, отвечающий за реализацию внешней политики страны, подтверждает нашу неизменную приверженность дружественным, союзническим отношениям с Россией и рассчитывает на встречный конструктивный подход при поиске развязок по имеющимся проблемным моментам.


ИА «БелаПАН»: Уже неделю, да даже больше, как действует решение об установлении Россией пограничных зон. 2 февраля МИД комментировал эту ситуацию и попросил не драматизировать ее. На данный момент отслеживает ли МИД развитие ситуации? Есть ли какие-то препятствия для пересечения этой самой границы, и возможны ли все-таки какие-то ответные меры?

Д.Мирончик: Второй раз вынужден обратить Ваше внимание на точность формулировок вопроса. «Уже неделю действует решение» – решение вступило в силу 7 февраля, а сегодня – 9 февраля. Это не «уже неделю». Вопрос хронологии при анализе этой ситуации отнюдь не вторичен. Попробую остановиться на этом подробнее.

Что касается сути. Ситуация с введением российской стороной «пограничной зоны» на территории, прилегающей к Государственной границе Беларуси, постоянно находится в поле нашего внимания.

МИД отслеживает ситуацию, чтобы в случае необходимости оказать белорусским гражданам необходимую правовую помощь. С момента действия новых правил, вступивших в силу, повторюсь, 7 февраля, каких-либо сигналов о проблемных вопросах от наших граждан не поступало, ситуация в целом спокойная.

Но, конечно, мы продолжаем работу с российской стороной в этом направлении и рассчитываем на плотное взаимодействие по линии пограничных служб в части получения детальных и исчерпывающих разъяснений.
Ситуация на границе – это вопросы компетентных органов двух стран. Думаю, что в Государственном пограничном комитете Вы сможете получить соответствующие комментарии.

Но раз Вы уж так вольно истрактовали хронологию, давайте, я отдельно вернусь к хронологии вопроса, и вместе с Вами на конкретных фактах попытаюсь разобраться в его истоках.

Как вы помните, в заявлении российской стороны 3 февраля была сделана попытка объяснить решение о введении «пограничной зоны» вдоль нашей совместной границы изданием Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2014 г. №433. Якобы Беларусь первой законодательно закрепила приграничные территории и, мол, решение российской стороны носит ответный характер.

Но что примечательно. Наши российские партнеры скромно умолчали об Указе Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г., еще раз повторю от 9 января 2011 года. Для любителей полной точности – № 26. Уже тогда российской стороной был установлен перечень приграничных территорий на всем протяжении границы, в том числе в соседних с Беларусью Брянской, Смоленской и Псковской областях.

Поэтому вполне естественно, что Указ Президента Республики Беларусь от 2014 года формально-юридически «уравновесил» вопрос с определением приграничных территорий вдоль линии белорусско-российской границы. На этом, с нашей точки зрения, тема была закрыта.

Знаете, принципиально важно учесть, что названные мною решения – российское 2011 года и белорусское 2014 года – одинаково не предусматривали реализации по обе стороны каких-либо дополнительных мероприятий. В основе этого подхода лежал принцип открытости границ, которому мы, выполняя союзнические обязательства, по-прежнему остаемся привержены.


Еще раз подчеркну, на сегодняшний день в пределах белорусских приграничных территорий на границе с Россией у нас нет режимных зон, мы не вкапывали никаких знаков, не устанавливали никаких пограничных столбов, как это прозвучало в отдельных заявлениях.

Данную информацию можно легко проверить и на местности, и даже просто зайдя на сайт Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.

Но, хронология! Вернемся в конец 2016 года. Декабрь – именно тогда были подписаны соответствующие приказы. Установление российской стороной пределов «пограничной зоны» вдоль границы с Беларусью изменяет ситуацию в принципе. Это шаги уже в другом направлении.

Да, на данный момент мы пока не видим конфликтных ситуаций. Но и совсем мало времени прошло.

Самое важное в другом – белорусские граждане, исходя из принятых документов, а именно приказов ФСБ о введении погранзоны и утверждении правил пограничного режима, для любителей точности – № 515, приравнены российской стороной в правах и обязанностях к гражданам третьих государств, к иностранцам. Со всеми вытекающими последствиями. А вот это явно расходится с базовыми принципами и духом двусторонних отношений Беларуси и России.

Более того, линия погранзоны в глубине приграничных с Беларусью областей России с особой точностью привязана к местности соответствующими координатами. Весьма показательно, что на участках границы Российской Федерации с другими странами такого нет, за исключением непростого участка российской границы в районе острова Сахалин и Курил.

Поэтому возникают закономерные вопросы о логике и соразмерности таких шагов.

Знаете, мы не драматизируем ситуацию, но и не склонны ее упрощать.

В завершении еще раз отмечу, что мы отслеживаем развитие событий. Надеемся, что компетентные органы обеих стран смогут в кратчайшие сроки разобраться в ситуации, договориться о ее надежном правовом регулировании, исходя из интересов граждан Республики Беларусь и Российской Федерации.



Интернет-портал “TUT.BY”: Дмитрий Леонидович, вот несколько вопросов по этой ситуации, по границе, во–первых, у моего коллеги был еще вопрос, планирует ли Беларусь какие-то ответные меры?

Д.Мирончик: Обращайтесь в Госпогранкомитет.


Интернет-портал “TUT.BY”: Тогда по Вашему ответу. Вы назвали это решение ФСБ шагом в другом направлении. В каком направлении этот шаг? То есть куда нас ведет такая логика решений. И второе: Россия приравняла граждан Беларуси к иностранцам со всеми вытекающими последствиями. Какие последствия для граждан Беларуси, исходя из этого решения?

Д.Мирончик: Повторюсь, мы внимательно отслеживаем ситуацию.

Пока каких-либо жалоб, сообщений о проблемах, конфликтах не поступало. Хотя режим действует уже третий день, но проблем пока нет.

Брать ли паспорта? Спросите у российских партнеров.

Мы надеемся, что в результате плотного, заинтересованного, дружественного диалога наши компетентные структуры, а компетентные структуры – это Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и ФСБ Российской Федерации, найдут пути растолковать гражданам обеих стран все последствия этого решения, более того, минимизировать или вообще не допустить каких-либо негативных последствий для граждан обеих стран.


Интернет-портал “TUT.BY”: В каком направлении эта тенденция идет?

Д.Мирончик: В другом. Я знаком с Вашими материалами, где Вы выстраиваете тенденцию. Давайте толкованием будете заниматься Вы, а я не буду Вам пасовать.


«Евразийская газета»: У меня вопрос не о конфликтах, а о рабочих делах. Планируется ли участие белорусской делегации в Мюнхенской конференции по безопасности? Есть ли какая-либо информация о планируемых рабочих встречах?

Д.Мирончик: Белорусская сторона традиционно принимает участие в Мюнхенской конференции по безопасности. Что касается уровня нашей делегации и двусторонних встреч, мы об этом сообщим чуть позже.

Если не ошибаюсь, мероприятие начинается через неделю, 16 февраля, а так далеко вперед мы никогда не анонсируем.


«РИА Новости»: В продолжение темы о границе хотела спросить, может, в ближайшее время предусматриваются какие-либо двусторонние консультации по вашей линии, по линии компетентных органов?

Д.Мирончик: Я в третий раз повторяю, Государственный пограничный комитет.


«РИА Новости»: А по вашей линии? Межмидовские?

Д.Мирончик: А по нашей линии у нас достаточно насыщенная повестка дня контактов с Министерством иностранных дел Российской Федерации, чтобы заниматься собственной проблематикой.


«РИА Новости»: По теме безвизового режима с 80 странами. Сняли ли Беларусь и Россия какие-то спорные моменты? Были претензии у российской стороны, остались ли они? Урегулирован ли этот вопрос?

Д.Мирончик: Мне не известно о каком-то формализованном каталоге претензий, который бы передала российская сторона в наш адрес и на который мы бы должны были как-то отвечать в формализованном режиме.

Чтобы исключить двоякое толкование – безвизовый режим въезда не означает бесконтрольный режим въезда.

Контроль въезжающих граждан при пересечении границы в Национальном аэропорту «Минск-2» будет осуществляться ровно по тем же базам нежелательных лиц, ровно с тем же тщанием и с соблюдением всех процедур, как он до этого осуществлялся в посольствах Республики Беларусь за рубежом.

Ситуация, в принципе, не поменялась. Исчезла необходимость во вклейке стикера в паспорт, оплате консульского сбора, а линия контроля лишь приблизилась к государственной границе. Вот и все. Контроль будет ровно таким же.



Телеканал «ОНТ»: У меня вопрос по готовности России полностью запретить ввоз говядины. В связи с чем такое решение было принято и ведется ли какой-то диалог? И второй – по Виталию Мялику, которого застрелили на заправке в США. Может быть, есть подробная информация о цели его пребывания, участвует ли МИД в том, чтобы помочь доставить тело родственникам?

Д.Мирончик: Я уже цитировал сегодня латынь. Вот сейчас пытаюсь вспомнить как на древнегреческом звучит фраза…
Зачем Министерство сельского хозяйства и продовольствия анонсирует переговоры с ВТО, открывая тем самым ящик Пандоры и давая повод задавать мне вопросы про говядину? Министерство сельского хозяйства находится чуть дальше по улице Кирова, спрашивайте у них.
Что касается ситуации с белорусским гражданином, то, следуя пожеланиям его родственников, мы воздерживаемся от дальнейших комментариев по этому вопросу.


Интернет-портал “TUT.BY”: Если позволите, еще вопрос о белорусско-российских отношениях. 17 января на пресс-конференции Сергей Лавров заявил, что разные походы в вопросе единой миграционной политики требуют ускорить разговоры и прийти к каким-то результатам. Это недавно вступившее в силу решение ФСБ о пограничной зоне каким-то образом отложило консультации, о которых говорил Лавров, по миграционной и визовой политике или же, наоборот, они сейчас ускорятся? Все-таки я хотел бы вернуться к межмидовскому взаимодействию по этому вопросу.

Д.Мирончик: Что касается единого миграционного пространства, то обсуждение этой тематики проходит в рамках межведомственной рабочей группы, в которой Министерство иностранных дел играет отнюдь не первую скрипку. Вопросами миграции у нас занимается Департамент по гражданству и миграции. Поэтому говорить о том, что решение по пограничной зоне, пограничному режиму как-то сказывается на дискуссии относительно миграционного пространства… Опять же органы принятия решений – МВД, ФСБ, МИД – немножко «разные башни», как принято говорить.


ИА «БелаПАН»: Позвольте еще один вопрос. Постараюсь быть точным. 7 февраля Совет министров ЕС утвердил решение об отмене квот на импорт белорусской текстильной продукции. Это решение давно ожидаемое. Оценивал ли МИД какой эффект это может дать и, в принципе, как это можно прокомментировать.

Д.Мирончик: Естественно, мы приветствуем решение Совета Министров ЕС об отмене автономных квот на импорт белорусской текстильной продукции и одежды, которое лежит в русле договоренностей между Беларусью и ЕС о поэтапной нормализации отношений. Эта нетарифная мера применялась Евросоюзом с 1993 года. Раз мы уже так сегодня упираемся в вопросы хронологии.
Мы не переоцениваем экономический эффект от снятия указанного ограничения.
Вместе с тем отмена квот является позитивным сигналом для деловых кругов Беларуси и ЕС, стимулирующим интерес европейских компаний к взаимовыгодному сотрудничеству с предприятиями белорусской легкой промышленности, в том числе в инвестиционной сфере. Понимаете, ранее в эту отрасль не приходили европейские технологии и инвестиции в связи с барьерами для экспорта готовой продукции в Евросоюз.
В целом хотел бы отметить позитивное развитие торговых отношений Беларуси и Европейского союза в последнее время. Это выражается как в активизации нашего двустороннего торгового диалога, так и в конструктивных переговорах в рамках вступления Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию.


Интернет-портал “TUT.BY”: Еще один уточняющий вопрос по Лапшину. На «Большом разговоре» Президент Республики Беларусь упомянул такой момент, что он поручал главе МИД – Владимиру Макею – «попробовать с министрами иностранных дел Израиля, России и Азербайджана согласовать, чтобы он (А.Лапшин) не стал каким-то заложником, чтобы красиво разойтись». А.Лукашенко выразил уверенность, что Израиль и Азербайджан, Россия тут постольку поскольку, «или договорились, или договорятся о судьбе этого человека. Если Израиль захочет, у этого человека с головы не упадет ни один волос». Исходя из того, что это озвученное Президентом поручение Министру иностранных дел, есть ли у Министерства иностранных дел какая-то информация о том, что будет с этим человеком дальше? Есть ли какие-то договоренности о судьбе этого человека?

Д.Мирончик: Поручения Главы государства, даже озвученные публично, имеют различный гриф ограничения доступа. Начиная от «для служебного пользования», заканчивая более высокими грифами. Отчет о выполнении поручений Главы государства представляется, в первую очередь, Главе государства. А вот после того, как отчитаемся, если посчитают необходимым, сделаем публичным.

Интернет-портал “TUT.BY”: Отвечая на мой вопрос, есть ли какая-то информация о том, что будет с человеком дальше?

Д.Мирончик: Отчет о выполнении президентских поручений представляется Президенту. Если необходимо, затем предается гласности.