stanislav_05


Часопiс неабыякавага беларуса


Previous Entry Share Next Entry
О белорусских креветках, мидиях и рыбе.
stanislav_05
«Санта» из Бреста: как завоевать российский рынок сельди и молока».
РБК
Белорусская группа «Санта» Александра Мошенского зарабатывает до $1 млрд в год на продаже рыбы и молока, Россия для нее ключевой рынок.
Иногда отношения между странами сказываются на бизнесе хорошо, иногда — не очень
.


Картинка из Белорусские креветки кое-кому отгрызли мозг



Деревня Красная Горка в Смоленской области. Граница России и Беларуси в трех километрах — она никак не оформлена, никаких пограничников с овчарками, только заболоченные леса вдоль трассы М1. Таможни между странами Союзного государства тоже нет — только пункт предварительного уведомления, где контроль грузов осуществляют сотрудники Россельхознадзора. Через Красную Горку идет основной массив грузов из Беларуси, 400–450 фур в сутки. Примерно такой же объем пропускают остальные четыре в Брянской, Смоленской и Псковской областях вместе взятые.
В восемь утра на Красной Горке толпятся четыре десятка фур — это немного, основной поток идет с шести вечера до четырех утра, рассказывает Алексей Шитиков, заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям. У заместителя начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля Нины Анищенковой весь день не смолкает телефон: надо оперативно решать, какую фуру пропустить, какую развернуть назад (неправильно оформлены документы), какую пустить на утилизацию (контрабанда).

Основная контрабанда — польские яблоки и шампиньоны, турецкие томаты, весной пойдут киви и клубника из Греции, потом косточковые. В последнее время пошел поток поддельных документов, говорит Анищенкова: «Посылаем сертификат на подтверждение либо в информационную систему «Аргус», либо в центральный аппарат Россельхознадзора». Сергей Буренко, начальник отдела пограничного ветеринарного контроля на транспорте, зачитывает статистику: за 2015 год сотрудниками управления утилизированы 78 партий объемом 1243 т, за 2016 год — 166 партий объемом 2473 т, за 2017 год — уже 30 партий на 506 т.
Растет поток контрабанды, и растет число нарушений по качеству и оформлению документации. С ветеринарным контролем в чем-то проще: есть утвержденный реестр белорусских предприятий, которым разрешено поставлять продукцию в Россию, сейчас их около 600. Но работы от этого не меньше. Вместе с госинспектором Михаилом Ратниковым идем досматривать рефрижератор. Привычным взглядом он осматривает наружные датчики, соблюден ли температурный режим. Водитель открывает борт, инспектор вскрывает ближайшую коробку, разглядывает этикетку на банке с икрой мойвы, сверяя дату и адрес выработки. «Это крупный производитель, у таких нарушений практически не бывает, — говорит он. — Видите, сходятся дата и адрес выработки: город Брест, улица Катин Бор, 106».



Свободная зона

Северо-западная окраина Бреста, Ленинский район. Вдоль Северного полукольца тянется улица Катин Бор. Вокруг на много километров типичная промзона. Название пошло от мызы (хутора) Katenborg, и только на рубеже XX века его «русифицировали». В XIX веке тут работала суконная фабрика, после постройки Брест-Литовской крепости — военный госпиталь.
Сегодня Катин Бор — один из главных промышленных центров города, здесь с 1996 года действует свободная экономическая зона «Брест», резиденты которой имеют налоговые льготы и таможенные преференции. С основанием Таможенного союза в 2010 году и Евразийского экономического союза в 2015-м местные производители оказались в очень выгодном положении: можно получать беспошлинно заграничное сырье, на месте перерабатывать и также беспошлинно отправлять на реализацию на рынки ЕАЭС. С 1 января 2017 года им все же приходится платить ввозные пошлины и НДС на импортное сырье и материалы, используемые для изготовления собственной продукции для рынка Таможенного союза.

В Катином Бору работают такие разные компании, как СП «БелтТрансОйл» ООО, СООО «Первая шоколадная компания», мебельное ИП ООО «Черный Красный Белый», производитель мясных продуктов «Инко-Фуд» и многие другие. Здесь же с 1998 года работает и СП «Санта Бремор» ООО — «предприятие по переработке рыбной продукции и производству мороженого».

«Да мы еще со времен Советского Союза поставляли вам креветки и сельдь», — разъяснял президент Александр Лукашенко представителям российских СМИ бессмысленность шуток о наводнивших российские прилавки креветках, мидиях и рыбе из страны, не имеющей выхода к морю. В Беларуси в советское время работали крупные предприятия по производству копченой, соленой, вяленой рыбы, пресервов — «Белрыба», «Рыбокомплекс», «Витебскрыба» и другие. И сегодня в стране работают десятки, если не сотни, частных предприятий, занятых переработкой рыбы.
Владелец «Санта Бремор» шутки о «белорусских креветках» тоже не любит: может быть, еще и потому, что компания, которой в следующем году исполнится 20 лет, начинала с денег, заработанных на креветках.



Белорусская селедка

Скорее всего, большинству жителей России не известно имя Александра Мошенского: с отечественной прессой он общается очень редко. В Беларуси его знают гораздо лучше: согласно ежегодному рейтингу интернет-портала «Ежедневник», владелец группы компаний «Санта» входит в тройку крупнейших по влиянию и размеру капитала бизнесменов страны.
Мошенский входит в совет по развитию предпринимательства Республики Беларусь, в совет по развитию экспорта и товаропроводящей сети за рубежом при премьер-министре страны и в ряд других организаций, через которые белорусские власти общаются с крупнейшими бизнесменами страны. На выборах 2010 года Мошенский был доверенным лицом Лукашенко, который не раз прилюдно хвалил его и ставил в пример его компанию.
Бизнес он начинал с отцом, Михаилом Мошенским, который в 1990-х годах основал компании МП «Нила» и СП «Санта Импэкс Брест» ООО, занимавшиеся оптовой торговлей рыбой и ее переработкой. Мошенский-старший родился на курильском острове Итуруп. В тех краях рыба — местное золото, основа производства и уклада жизни. В Бресте Михаил окончил школу, поступил в техникум. Однако промышленность была не на подъеме, пришлось искать другие способы зарабатывать на жизнь.
В те времена в Беларуси объявились голландцы из компании L. Kok Seafood Ltd. Они искали в постсоветских республиках дешевую рабочую силу для тяжелой, но незамысловатой работы — очистки креветок. Михаил Мошенский организовал работу, арендовал цех, из которого очищенные креветки отправлялись обратно в Голландию. Этот бизнес, правда, скоро закончился: голландцы выяснили, что на соседней Украине можно нанять работников еще дешевле. Пришлось думать, чем заниматься дальше.
К этому времени к отцу присоединился Александр, окончивший в 1992 году мехмат Белорусского государственного университета. Конструктор и математик пришли к выводу, что самый рациональный путь продолжать заниматься морепродуктами. И тогда впервые обратили внимание на Дальний Восток, откуда стали поставлять в Беларусь сначала треску, затем минтай, а заодно развивали международную торговлю. В этом им помогали все те же голландцы из L. Kok Seafood, с которыми и была создана совместная компания «Санта Импэкс Брест».
В 1998 году грянул кризис, вызванный российским дефолтом: именно тогда поняли, что надо уходить от низкомаржинальной оптовой торговли, вспоминает Александр. Устойчивее и надежнее в кризис выглядели компании, имевшие производственные активы. К тому времени возникла новая стратегия — заняться переработкой рыбы и производством готового продукта. Еще до кризиса Мошенские на арендованных площадях выпустили первый такой продукт — филе сельди «Матиас» с разными видами посола и уже к лету 1998 года продавали эту линейку в объемах до 4 тыс. т в год.
Филе сельди покупали сами, технологию и специи поставляла немецкая фирма Abelmann. С ее дочерней компанией Мошенские в марте 1998 года зарегистрировали белорусско-германское СП «Санта Бремор» в качестве резидента СЭЗ «Брест». В июле 1999 года началось строительство завода, а его открытие состоялось в мае 2001 года. Мошенский-старший этого не увидел: основатель бизнеса скончался в мае 2000-го.


Группа на миллиард

Отец и сын вложили в проект все имевшиеся у них на тот момент $750 тыс., столько же вложили немцы, и еще $2,5 млн совместное предприятие заняло в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). Изначально в СП 51% принадлежал «Санта Импэкс Брест», 49% — Alpha Mar Seafood Import&Export GmbH. Сейчас немецкая доля значительно ниже — в последующие годы белорусская сторона выкупала доли партнеров. «Там остался миноритарий, его роль в бизнесе исчезающе мала», — говорит Александр Мошенский. Он не уточняет долю этого акционера и не говорит, сколько денег было потрачено на выкуп доли немцев.
«Мы начинали как greenfield, а ориентировались изначально на все постсоветское пространство», — вспоминает Мошенский. Именно первый завод стал основой нынешней группы «Санта», одного из крупнейших производителей продуктов питания на этом пространстве и во всей Восточной Европе. По оценке Мошенского, в Беларуси группа удерживает лидерство с долей в 30–40% рынка. Главного продукта, сельди, группа перерабатывает 20 тыс. т в год, выпуская также разные виды икры, салаты, пасту криля, сурими и прочие товары.
В группу входят компании «Санта Бремор» — производство рыбной продукции, салатов, мороженого, других продуктов питания, логистические и прочие компании, «Санта Импэкс Брест» — дистрибуция продуктов питания, транспортные услуги и др., «Русское море» — производство и дистрибуция рыбной продукции в России, «Савушкин продукт» — производство молокопродуктов в Беларуси, а также ряд более мелких компаний. Продажами занимаются собственные дистрибьюторские компании в Беларуси, России, Молдавии и на Украине. Там же расположены 15 логистических комплексов общей площадью 39 тыс. кв. м с собственным автопарком. 900 наименований продукции продаются в 29 странах мира. В группе работают 12 тыс. сотрудников.
По данным группы, в 2015 году «Санта Бремор» получила $318,2 млн выручки, «Савушкин продукт» — $427,7 млн. По словам представителей группы, консолидированная выручка группы «Санта» с учетом компаний меньшего размера в 2015 году составила около $1 млрд. Цифры чистой прибыли или убытка «Санта» не раскрывает.
Продукты питания — одна из четырех основных статей экспорта Беларуси. Главным потребителем для них всегда была Россия, растущий в 2000-х годах рынок которой в решающей степени позволил небольшой компании Мошенского превратиться в огромную группу и крупнейшего поставщика продуктов.


Экспансия в Россию

В России продукция «Санта Бремор» продается со времен, когда больших торговых сетей здесь не было. В начале 2000-х годов на российском рыбном рынке работали крупные местные игроки — «Русское море», ГК «Ледово», «Дальпико Рыбсервис» и много иностранцев. Но рынок пресервов в то время только зарождался, его бурный рост начался с 2003 года, и «Санта Бремор» подоспела как раз к разделу пирога.
Торговые сети были еще слабы и не могли диктовать условия производителям; львиная доля продаж шла через уличные торговые точки и старые гастрономы. «Белорусские производители очень быстро и агрессивно вошли в рынок, — вспоминает гендиректор компании «Национальная дистрибьюция» Анна Вовк, — была выбрана и быстро занята правильная ценовая ниша».
В 2004 году Мошенский рассказывал журналу «Секрет фирмы», как компания продвигала свои продукты на начальном этапе: «Мы вскрывали упаковки, давали пробовать филе в магазинах, на базарах — везде, где только можно. Убеждали, что филе покупать выгоднее, чем целую сельдь, и оно вкуснее». Когда в России окрепли большие продуктовые сети, покупатели уже хорошо знали белорусскую сельдь.
В том же году «Санта Бремор» поставила в Россию около 10 тыс. т рыбной продукции на сумму $36 млн (вся выручка компании в том году была $100 млн). Для сравнения: в 2012 году Беларусь экспортировала 29 тыс. т готовой консервированной рыбы и икры на $125 млн, сообщал Белстат. Из них на долю «Санта Бремор» пришлось 98%, а 94% всего экспорта ушло в Россию.
Укреплению позиций «Санта Бремор» на российском рыбном рынке помогла покупка в 2013 году у Максима Воробьева и Геннадия Тимченко ЗАО «Русское море», основного производственного актива одноименной группы, уходившей с розничного рынка (с 2015 года группа называется «Русская аквакультура»). За $52 млн «Санта Бремор» получила завод в Ногинске по производству пресервов из охлажденных норвежских форели и семги, а также икры лососевых рыб мощностью 35 тыс. т в год.
В молоке группа «Санта» имеет сейчас еще более серьезные позиции. В 2000-х годах «Санта Бремор» начала скупать акции Брестского молокозавода, Пинского сырзавода и других молочных заводов в окрестностях Бреста. Была произведена консолидация этих предприятий, выделены средства на допэмиссию, таким образом появился «Савушкин продукт». В компанию сегодня входят четыре производства — в Бресте, Пинске, Столине и Каменце. Сколько денег на это было потрачено, компания не раскрывает, сообщая лишь, что на модернизацию завода было потрачено около $200 млн.
Сегодня «Савушкин продукт» перерабатывает свыше 600 тыс. т молока в год, доля компании на рынке Беларуси в разных категориях — 20–40%. Для сравнения: лидер российского рынка Danone в 2015 году переработал 1,6 млн т молока, идущая второй PepsiCo — 1,5 млн т. Белорусская компания со своим объемом могла бы занять третье место.
Как рассказала журналу РБК Марина Лапенкова, директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия», сегодня «Савушкин продукт» входит в топ-10 игроков в индустрии молочной продукции, занимая долю в 1,2% в натуральном выражении. А технологии создания брендов, обкатанные на рыбе и мороженом, пригодились для молочных брендов и продвижения их на российский рынок.
Санта Бремор. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Санта Бремор. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Санта Бремор. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY


За свое

Активность белорусских производителей не вызывала восторга у российских конкурентов. «С самого начала многие российские производители были недовольны низкими ценами и уровнем господдержки белорусских производителей, — говорит Марина Петрова, генеральный директор Petrova Five Consulting. — Там государство в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия помогает предприятиям экспортировать их продукцию, снимая многие административные барьеры, и российские производители хотели бы иметь со стороны своего государства сопоставимый уровень поддержки».
Недовольство местных игроков усилилось после введения Россией в 2014 году эмбарго на ввоз продуктов из стран, поддержавших антироссийские санкции. Как говорит Петрова, в новых условиях по многим позициям у белорусских производителей фактически нет конкуренции. Белорусские компании обвиняли в реэкспорте продукции из стран, подпавших под эмбарго.
Как говорится в опубликованном в 2015 году исследовании аналитического центра при правительстве РФ со ссылкой на данные Белстата, в 2014 году Беларусь увеличила экспорт в Россию соленой, сушеной и копченой рыбы на 125% по сравнению с 2013 годом, при этом на 61% нарастив импорт свежей и охлажденной рыбы, главным образом из подпавшей под эмбарго Норвегии.
Но сопровождавшее введение санкций падение рубля привело к резкому росту цен на белорусские товары, говорит Вовк, что ужесточило конкуренцию внутри России. Кроме того, Россия усилила протекционистские меры в отношении местных производителей. В числе таких мер были действия, связанные с отзывом из списка Россельхознадзора разрешенных белорусских предприятий, отмечает Вовк: «Даже был запрещен ввоз сливок, из-за чего в прошлом, 2016 году был коллапс на рынке сливочного масла: цена на него на полках магазинов выросла чуть ли не в три раза».
Белорусским производителям пока помогает уверенность российских покупателей в высоком качестве продуктов, которое контролируется государством. «Да, сохранилась система государственного контроля качества, — говорит Мошенский. — И еще в Беларуси нет контрафакта».
Правда, качество белорусских продуктов то и дело ставят под сомнение инспекторы Россельхознадзора, которые едва ли не ежемесячно закрывают поставки с белорусских предприятий и отбирают у них сертификаты Таможенного союза.
«Последние пару лет мы хуже работаем в России, снизились объемы и рентабельность, — рассказывает Мошенский. — На 2017 год самые радужные планы — выйти на результаты 2014 года».


Санта Бремор. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Санта Бремор. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Санта Бремор. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Санта Бремор. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Фото производства "Санта Бремор" отсюда


  • 1
Предприятия концерна «Белгоспищепром» в январе — марте 2017 года увеличили объем экспорта продукции на 39,6% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, сообщил председатель концерна Александр Забелло.

На новые перспективные рынки отгружено продукции на $5,3 млн, удельный вес в общем объеме экспорта увеличен до 5,1%.
По итогам работы за январь — март в целом по концерну темп роста продукции промышленности (по индексу физического объема) составил 101,8%. Ожидаемый темп роста объемов производства составит по итогам работы за январь — апрель 102,1%.

http://produkt.by/news/belgospishcheprom-uvelichil-obem-eksporta-pochti-na-40

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Всем , кто кушать будет - приятного аппетита!
Как раз к слову 9 мая семгу слабосоленую производства "Санта Бремор" кушали - очень вкусная рыбка))

Семга – самая крупная и жирная рыба из семейства лососевых. Мясо семги имеет ненасыщенный розовый цвет, оно богато полиненасыщенными жирными кислотами (Омега 3), является ценным источником полезных веществ. Семга под ТМ «Санта Бремор» изготавливается без применения консервантов и сугубо из охлажденного сырья.

Поэтому именно ей и отдается предпочтение в выборе:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account