Часопiс неабыякавага беларуса (stanislav_05) wrote,
Часопiс неабыякавага беларуса
stanislav_05

Category:

Су-25УБМ ВВС Казахстана, модернизированные белорусами.

Су-25УБМ ВВС Казахстана, модернизированные белорусами.
Репортаж с авиабазы в Шымкенте
Су-25 УБМ военно-воздушных сил Казахстана на авиабазе в Шымкенте
Су-25 УБМ военно-воздушных сил Казахстана на авиабазе в Шымкенте / Фото Григория Беденко

Командование ВВС впервые показало модернизированные фронтовые штурмовики Су-25 УБМ, которые поступили на военную авиабазу в Шымкенте в начале января. Эти самолеты прошли ремонт и модернизацию на 558 АРЗ, Барановичи, Беларусь.
О преимуществах модернизированных "грачей" – в эксклюзивном репортаже Informburo.kz.

Взлёт Су-25 УБМ / Фото Григория Беденко
Взлет Су-25 УБМ

Этот небольшой дозвуковой самолёт с бронированной кабиной, по признанию авиационных экспертов, на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных фронтовых штурмовиков, когда-либо стоявших на вооружении в разных армиях мира. Впервые Су-25 (по кодификации НАТО Frogfoot ("лягушачья лапа") поднялся в воздух в 1975 году, а его активная эксплуатация началась в 1981-м. Штурмовик, как одна из лучших разработок ОКБ П. Сухого, принимал участие практически во всех локальных войнах последних десятилетий. Во время советского присутствия в Афганистане Су-25 получил в войсках неофициальное название "Грач".

Подготовка к полётам / Фото Григория Беденко
Подготовка к полетам

На базе серийного Су-25 было разработано более десятка модификаций, что позволило расширить спектр выполняемых задач и применять на самолёте различные типы вооружения. В своё время самолёт активно поставлялся на экспорт, и сегодня его применяют в Военно-воздушных силах 23 стран.

Модернизация самолётов включала также капитальный ремонт силовой установки, гидросистемы и других жизненно важных узлов / Фото Григория Беденко
Модернизация самолетов включала также капитальный ремонт силовой установки, гидросистемы и других жизненно важных узлов

Из постсоветских государств Су-25 в различных количествах и степени боеготовности на сегодня есть в России, Украине, Узбекистане, Туркменистане, Белоруссии, Армении и Азербайджане. Грузия сняла их с вооружения в прошлом году. В Казахстане по состоянию на 2017 год стоят на вооружении 12 одноместных боевых Су-25 и две “спарки” – двухместные учебно-боевые самолёты. Именно "спарки" и были модернизированы в первую очередь в соответствии с Программой перевооружения казахстанских ВВС, выполняемой Министерством обороны.

На Су-25 УБМ полностью заменена авионика / Фото Григория Беденко
На Су-25 УБМ полностью заменена авионика

Все наши машины этого класса входят в боевой состав 602-й авиационной базы, расположенной на военной площадке Шымкентского аэродрома. Су-25 – это самолёт, который работает преимущественно по наземным целям. Он предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днём и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.

Своего рода традиция в боевых авиационных частях / Фото Григория Беденко
Своего рода традиция в боевых авиационных частях

Что любопытно, именно на южном стратегическом направлении авиационная составляющая наших Вооружённых сил укрепляется современной техникой, которая в основном должна работать по наземным целям. Об этом мы подробно писали здесь.

"Грач" способен нести до 32 видов авиационного вооружения / Фото Григория Беденко
“Грач” способен нести до 32 видов авиационного вооружения

Вооружение серийного армейского самолёта-штурмовика состоит из средств поражения наземных и воздушных целей и системы управления оружием (СУО), обеспечивающей уничтожение целей различными способами в условиях их визуальной видимости. Су-25 имеет 10 узлов подвески, расположенных под крылом. На восьми из них, рассчитанных на 500 кг, он способен нести бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты, контейнеры с авиационными пушками. На двух остальных – управляемые ракеты "воздух-воздух" для ближнего боя. Всего на самолёт может быть установлено 32 вида оружия, в том числе высокоточное.

Рулёжка на полосу / Фото Григория Беденко
Рулежка на полосу

Cу-25 в настоящее время серийно не производится. Отдельные заказы поступают от ВКС России, которая будет их эксплуатировать как минимум до 2020 года. Ранее самолёт выпускали два авиазавода – Тбилисский производил одноместные, "cпарки" – на предприятии в Улан-Удэ. По данным из разных источников, было серийно произведено около 700 единиц разных модификаций. В части ВКС России к настоящему времени поставлено более 30 модернизированных бортов. До 2020 года планируется переоборудовать около 80 этих боевых машин.

В боевом составе 602-й авиабазы есть также истребители ближнего боя МиГ-29 / Фото Григория Беденко
В боевом составе 602-й авиабазы есть также истребители ближнего боя МиГ-29

Модернизированные в России и Белоруссии серийные боевые Су-25 получили индекс Су-25СМ, двухместные учебно-боевые Су-25УБМ. У этих самолётов полностью заменена авионика с аналоговой на цифровую. Подробно о том, что именно установлено, можно узнать здесь. Именно в такой конфигурации модернизированы казахстанские Су-25.

Габит Умурзаков, капитан, старший лётчик авиационного звена / Фото Григория Беденко
Габит Умурзаков, капитан, старший летчик авиационного звена

– В конце декабря – начале января к нам начали поступать доработанные самолёты Су-25, – рассказывает Габит Умурзаков. – Первыми мы получили "cпарки"– учебно-боевые самолеты. На них полностью изменена авионика. Обновили все приборы. В кабине теперь стоят два МФИ (многофункциональные индикаторы). Посередине поставили прибор ИРП (индикатор резервно-пилотажный). Этот прибор запитывается отдельно от аккумулятора. Если вдруг откажут эти два МФИ, то резервно-пилотажный индикатор будет работать, пока ток от аккумулятора не снизится до 18 вольт. Также полностью изменили прицел – сняли старый, поставили новый. В результате изменились боевые возможности этого самолета.

– Как именно изменились?
– Раньше на старых самолётах мы работали в основном в ручном режиме – сами заходили на боевой курс, сами целились, на высоте стрельбы нажимали боевую кнопку – стреляли. А на обновлённом самолёте будем работать в автоматическом режиме. Что хорошо, в машинный блок забиваются высота стрельбы, скорость, углы отклонения, углы прицеливания. Наша задача – точно выйти на боевой курс. Далее высчитывает автоматика, и с помощью звуковых сигналов она нам даёт команду на нажатие боевой кнопки.

Обновлённый "Грач" выглядит весьма эффектно / Фото Григория Беденко
Обновленный “Грач” выглядит весьма эффектно

– Изменили авиационное оборудование, радиооборудование и расширили возможности по боевому применению. Двигатели и планер остались без изменений, но двигатели прошли капитальный ремонт – их снимали на заводе.

Посадочная скорость Су-25 УБМ - 210 км/ч / Фото Григория Беденко
Посадочная скорость Су-25 УБМ - 210 км/ч

– Какое дополнительное вооружение теперь можно применять?

– У нас расширился список вооружений, которые мы можем использовать. Теперь мы можем применять КАБы (корректируемые авиационные бомбы). Раньше мы использовали ракеты "воздух-воздух" класса Р-60. Сейчас на обновлённые самолёты можно подвесить Р-73. КАБ – это авиационная бомба, в прицельной части которой стоит телекамера – она управляемая. Изображение с неё выводится на наш МФИ, и мы видим всю картину атаки. Также остались традиционные для этого самолёта виды боеприпасов – неуправляемые ракеты, авиационные бомбы различных калибров и пр.

Жизненное пространство лётчика весьма ограничено / Фото Григория Беденко
Жизненное пространство летчика весьма ограничено

– Насколько изменилась эргономика самолёта?

– В плане эргономики есть и свои плюсы, и минусы. Очень хорошо то, что разные приборы, к примеру, высотомер у нас находится и на МФИ, и на ИРП, и на ИЛСе (индикатор на лобовом стекле) отражается. Минусы в том, что где-то эти приборы маленькие, где-то отсвечивают, где-то нет градировки. Но, в принципе, к этому быстро привыкаешь.

Цифровая приборная панель Су-25 УБМ – два МФИ по краям, ИРП в центре / Фото Григория Беденко
Цифровая приборная панель Су-25 УБМ – два МФИ по краям, ИРП в центре

– Как проходило переучивание c cерийного на модернизированный Су-25?

– Вначале мы прошли теоретический курс, с нами работали специалисты 558-го авиационного завода. Затем были практические занятия в кабине самолёта – нам объясняли, где и что включается, какой прибор откуда питается и пр. Дальше были ознакомительные полёты с лётчиком-инструктором.

В принципе, хороший тренинг должен быть на земле. В полёте первые 10-15 минут просто сидишь и смотришь. В дальнейшем проще, когда уже знаешь, где какие приборы. В течение одного полёта к приборам уже можно привыкнуть. Я на этом самолёте сделал 5-6 вылетов. Уже привык.

Даурен Косанов, командующий Военно-воздушными силами СВО ВС РК, генерал-майор / Фото Григория Беденко
Даурен Косанов, командующий военно-воздушными силами СВО ВС РК, генерал-майор

– Авионика вся цифровая – тактическую обстановку можем отслеживать в комплексе. В плане навигации, самолёт теперь может заходить на любой аэродром – добавлена система ILS международного стандарта, – рассказывает командующий ВВС генерал-майор Даурен Косанов. – Лётчик теперь может запрограммировать в самолёте до 99 поворотных пунктов, выходить на любой поворотный пункт оперативно. Приборы аналоговые убрали. Улучшена эргономика.

Послеполётное обслуживание самолёта / Фото Григория Беденко
Послеполетное обслуживание самолета

– В плане улучшения тактико-технических характеристик: теперь самолёт может выполнять боевое применение, не снижаясь с больших высот и не входя в зону пусков ПЗРК переносных зенитно-ракетных комплексов, – продолжает далее командующий ВВС. – Также машина способна выполнять навигационное бомбометание. Это значит, что цель можно атаковать в любых условиях – и днём и ночью по запрограммированным координатам.

Технический персонал авиабазы также проходил переобучение / Фото Григория Беденко
Технический персонал авиабазы также проходил переобучение

– Мы забиваем координаты в бортовую систему, заходим на эту цель и, даже не видя ее, к примеру, за облаками выполняем бомбометание. Как заверяют нас специалисты 558-го авиазавода, отклонение бомбы от цели при этом составляет плюс-минус десять метров. Это очень хороший показатель. Ещё теперь будет возможно применять корректируемые авиационные бомбы, управляемого оружия класса "воздух-земля" и новые для этого самолёта ракеты "воздух-воздух". В целом обновлённый самолёт значительно отличается от старой модификации.

– Когда вы начнёте тренировки по боевому применению этих самолётов?
– Сейчас идёт процесс переучивания всего лётного состава. Мы уже приступили к полётам в ночное время. Лётчикам надо выполнять "вывозные программы", привыкнуть к этим машинам. Тренировки по боевому применению мы начнём в феврале, когда придут модернизированные боевые самолёты. В этом году придут три боевых самолёта, дополнительно к двум учебно-боевым. Далее в этом году мы готовимся к отправке еще 6 самолётов на модернизацию. После этого отправим оставшиеся.

Перед вылетом / Фото Григория Беденко
Перед вылетом

– Даурен Жуматаевич, что предусмотрено по программе перевооружения ВВС на 2018 год?
– В этом году у нас в планах закуп 4 ударных вертолётов Ми-35М. Они войдут в боевой состав Алматинской авиационной базы. Планируется прибытие пары многофункциональных истребителей Су-30 СМ на авиабазу в Талдыкоргане. Также, как я уже сказал, продолжится модернизация штурмовиков Су-25 Шымкентской авиабазы.

После дневных полётов / Фото Григория Беденко
После дневных полетов

– Мы планируем в этом году отправить на модернизацию наши учебно-тренировочные L-39, которые получат цифровую кабину. Эти самолёты базируются в Балхаше, где расположен учебный центр СВО. Кроме того, эти самолёты сделают учебно-боевыми, добавив к ним кое-какое дополнительное вооружение. Модернизация будет проводиться у нас в Казахстане, на базе ТОО “Казахстанская авиационная индустрия” в Астане. Мы договор заключили с ними, а субподрядчиков они выберут сами.

Специалисты 558-го АРЗ из белорусских Барановичей тренируют казахстанских лётчиков / Фото Григория Беденко
Специалисты 558-го АРЗ из белорусских Барановичей тренируют казахстанских летчиков

– Была информация, что для наших ВВС собираются приобрести китайские военно-транспортные самолёты?

– Да, мы собираемся приобрести транспортники Shaanxi Y-9. Это китайский вариант советского Ан-12, очень глубоко переделанного. Сейчас процесс по приобретению этих самолётов на стадии заключения договоров. Поставку ожидаем через 3 года. Эти самолёты предназначены для доставки и выброса десанта, поэтому в основном будут работать на десантно-штурмовые войска.

Полёты продолжаются в тёмное время суток / Фото Григория Беденко
Полеты продолжаются в темное время суток

– А по другим типам?

– По десантной модификации Ил-76 Министерство обороны сейчас ведёт переговоры, но когда будет подписан контракт, пока неизвестно.

По Як-152 – на сегодняшний день он не принят на вооружение в России, мы ждём, когда они его примут, обкатают. После этого решим. Пока нам хватает наших старых проверенных L-39, которые у нас в достаточном количестве.

Что касается учебно-боевого Як-130, то мы пока тоже отложили решение этого вопроса, так как нам сейчас необходимо ремонтировать и модернизировать боевые самолёты.


– В последнее время наша южная авиабаза серьёзно укрепляется. Именно сюда в первую очередь поступает новая и обновлённая авитехника. Почему именно южному направлению столько внимания cегодня?

– Это южный рубеж наших союзных государств и относительно недалеко отсюда неспокойный Афганистан. Как видим, в последнее время там идёт эскалация конфликта. Поэтому мы укрепляем авиационную составляющую в рамках ШОС. Мы недавно летали в Таджикистан на учения. Проходили на боевых самолётах через воздушное пространство Узбекистана. Встретили при этом полное взаимопонимание со стороны узбекского руководства. В случае необходимости мы окажем помощь нашим соседям авиационными средствами.





Лётно-технические характеристики Су-25:

Длина – 15,53 м
Высота – 4,8 м
Размах крыла – 14,36 м
Площадь крыла – 30,1 кв. м
Масса пустого cамолёта – 9315 кг
Нормальная взлётная масса – 14600 кг
Максимальная взлётная масса – 17533 кг
Нормальная боевая нагрузка – 1400 кг
Максимальная боевая нагрузка – 4400 кг
Максимальная скорость у земли – 970 км/ч
Крейсерская скорость – 750 км/ч
Посадочная скорость – 210 км/ч
Максимальная дальность полёта у земли – 750 км
Максимальная дальность полёта на высоте – 1250 км
Радиус действия – 300 км
Практический потолок – 7000 м
Экипаж – 1-2 человека
Запас топлива – 3000 кг
.
Tags: Беларусь, ВВС, Казахстан, Союз, армия, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments