?

Log in

No account? Create an account

stanislav_05


Часопiс неабыякавага беларуса


Previous Entry Share Next Entry
Волшебные сказки по-белорусски
stanislav_05
Оригинал взят у murryc в Волшебные сказки по-белорусски

В эти выходные в своём маёнтке мне пришлось много косить: трава растёт сейчас хорошо, а у меня вместо сада и огорода лужайка. Триммером я пока не обзавёлся. И вот, натачивая очередной раз косу, я вспомнил одну белорусскую сказку, которая ответит на вопрос: чем же отличается белорус от русского.

Кому не интересно – может не читать.

А почему это может быть кому-либо интересным?

А вот почему. Про Белоруссию в СМИ, включая Интернет, вранья полно. Можно сказать, почти одно враньё и есть. Часто встречается, что вроде бы всё и правда, но если только это читать – представление будет не то, чтобы неполным, а неверным. Точно перечисляются внешние признаки, но упускается нечто главное. Если отбросить заказные материалы (а их, кажется, большинство), то во всех остальных обязательно одна из двух ошибок:

- Одни считают, что разницы между русским и белорусом вообще никакой нет, и Белоруссия – исторический казус, искусственно проведённые границы и различное государственное устройство, не более того.

- Другие считают, что русские и белорусы – два совершенно разных народа, искусственно сведённых вместе, которым приписана общая история. Мне встречалось довольно много работ, где всерьёз доказывается, что белорусы и не славяне вовсе. А есть работы, где доказывается, что это белорусы-то и есть славяне, а русские – давно уже не славяне.

По правде говоря, я не всегда понимаю, действительно автор так думает, или чей-то заказ отрабатывает, или хочет прозвучать своей собственной теорией.

Я обещал сказку, которая указывает на главное различие, но сначала расскажу случай из жизни о том, что заблуждаться можно искренне. Мама моя москвичка. Работала по распределению в Иркутске. Там познакомилась с моим отцом и приехала с ним в Минск. Дело было до Войны. В Минске тогда жило много евреев. В районе Немиги висели вывески на идиш, а у домохозяек принято было на улице громко обсуждать свои проблемы опять-таки на идиш. И вот после нескольких дней в Минске мама спрашивает отца (чему были свидетели, которые с большим хихиканьем мне это рассказывали): «Слушай, а почему я ничего не понимаю по-белорусски? Говорят, что близкий язык, а ничего не понятно. И на вывесках ничего не разберу: буквы какие-то не наши и не латинские». Вот таков был уровень знания о братских народах у москвичей. Мама моя к тому времени химический факультет МГУ окончила. У многих моих знакомых москвичей уровень знаний о других народах и сейчас не выше.

Ну, вот обещанная сказка.

Начало – самое обычное. Молодой парень сватается к дочке колдуна. Колдун даёт невыполнимые задания, но дочке колдуна приглянулся этот парень, и она помогает ему выполнять задания. Всё как обычно, но в то же время совсем не так.

- Вот, дал твой отец новое задание. Надо за ночь скосить весь этот лужок и сено в стог сметать. Невозможно, не успею я. Пропала моя головушка.

- А я тебе помогу. Ты начинай. Я как все заснут, сюда приду. Ты будешь косить, а я – подгребать. Так до утра и успеем.

Вот так. Никаких волшебных кос, помахиваний платком, никаких троих из ларца и чудесной щуки.

В Белоруссии не бывает природных катаклизмов. Все катаклизмы рукотворные и все из-за бугра: война, Чернобыль, перестройка.

Но в Белоруссии нет и кладов. Не зарыты кубышки с золотом, не бьют нефтяные фонтаны, нет даже железной руды.

Земля здесь бедная. Высокий урожай без труда невозможен. Но катаклизмов нет, поэтому сколько сделаешь – столько и будет, не больше и не меньше, без труда ничего не будет, но труд не пропадёт.

Конечно, ошибочно думать, что всякий белорус только и старается, что трудиться. Вовсе нет. Многие очень даже не прочь украсть. Но все они, и воры тоже, знают, что богатство не может возникнуть само, без труда. Поэтому белорус знает: Абрамович – вор, Прохоров – вор, Дерипаска – вор, и так далее. Доказательств для этого не надо, белорус уверен, что миллиард не заработать трудом.

Рисковать здесь не любят по самой обыкновенной причине: здешний труд не требует риска. Пахать - это не рыбу ловить, не проезжих грабить, не на китов охотиться и не золото искать. Во многих случаях быстро принятое решение важнее правильно принятого. Но только не здесь. Жизнь на бедной земле без полезных ископаемых не терпит риска и надежды на фарт. Здесь нужен упорный труд и размышления.

Не полезет белорус на рожон. Рвать рубашку на груди? А если она всего одна? Вторую из-за бугра не пришлют, фонтаном из земли не выбросит. Ломать того, что уже стоит, здесь не будут. Сохранят то, что есть, а потом достроят ещё.

Вот такой менталитет.



  • 1

Волшебные сказки по-белорусски

Пользователь xan_13 сослался на вашу запись в «Волшебные сказки по-белорусски» в контексте: [...] Оригинал взят у в Волшебные сказки по-белорусски [...]

Волшебные сказки по-белорусски

Пользователь vallub16 сослался на вашу запись в «Волшебные сказки по-белорусски» в контексте: [...] нал взят у в Волшебные сказки по-белорусски [...]

(Deleted comment)

Очень странно

1. "нет нефти. Потому и промышленностью еще не угробили" - Промышленность сохранили не из-за отсутствия нефти, а из-за присутствия политической силы воли и нежелания следовать указивкам западных шестерок.
2. "Работают, как негры" - работают, как люди.
3. "гроши" - главный тезис и главный стон "рукопожатных" оппов - и я его даже не буду опровергать. Напомню только, что богат не тот у кого много денег, а тот, кому хватает.
У нас не хватает, хочется больше и лучше. Но на человеческую (не как у негров - по вашему), а на нормальную человеческую жизнь хватает.
4. "Дерипаска - вор" - вор - он всегда вор. И не важно какими глазами на него смотреть. А глазами из лОндона не надо - те глаза нас испепелить давно пытаются.
5. "У нас ресурсы еще не закончились, потому и есть олигархи" - подумайте сами. что сказали.

Re: Очень странно

Это отличительная примета русских. Они всегда стараются защищать своих царей, бояр, олигархов. Для них олигарх у них же ворующий миллиарды ближе чем белорус который живет на российском газе со скидкой.

Re: Очень странно

А как быть с нашими земляками?
Во, брестский - http://valery-brest-by.livejournal.com/2783697.html

Да,менталитет я прочувстволвала хорошо за время пребывания друзей из Минска.Спокойная медлительность(скоро финов перещеголяет)и экономная бережливость.Благодаря им,их спокойствию,и мы отдохнули от сует мирских.
Запишу в друзья,чтоб читать на досуге.

Наилучшие пожелания

все же понять менталитет нации помогают только сказки....
спасибо!
а какие у вас самые знаменитые? любимые?

Я очень рад вашему вниманию к Беларуси. Меня очень огорчает отсутсвие правдивой информации о нас. Более того - поток дезинформации.
Должен заметить, что у вас не просто любопытство, а глубокий интерес. Спасибо.
И я вчера, уже выключив компьютер, вспомнил отложившуюся навсегда цитату, которую надо было бы вам привести в подтверждение этой сказки. Алексей Карпюк, не скажу, что любимый писатель, читал его в юности только немного, но это запомнил: "Калi сеў есцi, то еш усё, не псуй харчоў. Памятай, што iх здабываюць потам" - переведете сами?

хорошая пословица.

это Вам спасибо что отвечаете на мои вопросы (а я с детства почемучка))) У меня на самом деле огромный интерес к нации.
Было наверно лет 5 тому назад ..я в первый раз обратила внимание что пишут о Лукашенко.
потом решила сама почитать, что же он говорит? И с удивлением обнаружила, что говорит то он как Хозяин, добротный, хороший хозяин своего Дома. Наверно такие должны были быть цари, да, князья которые заботились о своем народе. И Лукашенко стал одним из немногих людей которые вызывают у меня восхищение. (неее, не такое, как затуманненые взгляды когда смотрят на кумиров, а просто восхищение человеком, который смог добиться в жизни многого, да и народ мне кажется его любит, не любил бы давно бы были забастовки, или муть бы ходила, как во многих странах)
много информации есть о Лукашенко, есть о Беларуси сейчас и в yuotube (говорят уже,что сейчас стали больше обращаться туда, чем в гугл) людям проще видеть и слышать, чем читать, и это понятно, мы же все мыслим образами, а не цифрами и буквами) Поэтому, кому интересно тот сможет увидеть на самом деле какая Беларусь. Сейчас век информации, и она доступна, поэтому не стоит даже переживать что о стране или о президенте пишут ложь. Ложь она ведь тоже нужна) хотя бы для того, что б понять, что такое правда.

Пока мне было не только не в тягость отвечать, но и самому интересно. Я до сих пор обдумываю вам ответ о национальном герое (слишком серьёзно, чтоб одним словом).
Чтобы больше не обмениваться реверансами, предлагаю договориться, что будем вести честный диалог и если что-то не будет устраивать в ответах, будем прямо высказывать претензии (если я пропаду на день-два - это будет значить только то, что занят чем-то).

Удивлён интересом к Батьке ещё пять лет назад. Я предположил, увидев ваш пост о сохранении лесов, что вы достаточно юная.
Но коль есть и такой интерес, то вам стоит потратить четыре часа на видео от 15 января - там всё: жизнь и страна, геополитика и низость, страсти и чья-то ненависть, и понимание возможности "внезапной" смерти... - http://stanislav-05.livejournal.com/530171.html

))Вы думаете, что только юные могут мечтать так?)))
да и у меня это уже не мечта просто, а как бы выразились маркетологи -свежее решение)
Это мечта многих, поэтому единомышленники появляются)

Всегда знаю, что человечество одело на себя "глюк возраста" я его называю так. это определеные рамки, в которых должен находится человек и когда человек находится в этих рамках он ведет себя определенным образом, да и предсказуем он становится.

В инете,нравится то, что невозможно определить возраст. Например, где-то меня считают 8-летней девочкой, где-то 18-летней, где то 30 или за 60,которая вообще не известно как научилась пользоваться ПК.
не надо возраста) он всегда ограничивает и не дает человеку ДЕЙСТВОВАТь,жить:
сейчас тебе, рано, вот когда вырастешь!
сейчас ты занят работой, вот когда ты выйдешь на пенсию
сейчас уже поздно, на пенсии надо отдыхать, а не думать о делах.

Если попробуете снять с себя возраст , или если вам удобнее одеть какой то универсальный (хотите 20-25 или 30-35 и т.д) в котором именно Вам комфортно, почувствуете, как не только меняетесь вы сам, но и окружение начнет менятся.)

--
и неужели Вы думаете, что до сих пор я отвечала и задавала вопросы не честно?
самый мой первый ответ посмотрите (когда спрашивают я всегда отвечаю правду, только не все готовы ее услышать)
поэтому не переживайте))
а реверансы-это не так плохо), главное, что б они были искренними.


Edited at 2013-01-17 11:22 am (UTC)

Алёна, я так не думаю. В тех же сказках упоминается самое быстрое - мысли, то есть мечты. Я продолжу позже, вечером.

Поделитесь вашими впечатлениями от рассказа - http://stanislav-05.livejournal.com/532052.html?view=1803348#t1803348

скажите, а почему у Вас Скорину ценят?
вообще, почти каждый ли житель знает эту историческую личность?
и как его воспринимают?
как лично Вы воспринимаете Франциска?

Рад вас слышать. Фамилию Скорины конечкно все знают. В Минске есть памятник. У нас есть Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. Знают ли все подробно о его деятельности, я не уверен. Но достаточно того, что известно о существовании нашего первопечатника. И можно только гордиться земляком.
Было бы интересно узнать что-то о вас.

И о сказках тоже думал - я не помню в белорусских сказках "волшебных палочек", "двое из ларца", "лежащих на печи" и прочем подобном. Но эта тема самого заинтересовала - посмотрю подробнее.
А предложить хочу не совсем сказку, скорее быль, замечательного белорусского писателя Владимира Короткевича. Она небольшая, всего две страницы, попробуйте её понять на нашей мове. Если будет трудно с переводом-пониманием, скажите.

Як звяргаюцца ідалы

Алёнцы год і дзевяць месяцаў. Але яна ўжо зусім вялікая дзяўчынка. Лічыць жа ж трэба не па ўзросту, а па тым, што ты паспеў зрабіць. А яна ўжо чалавек, таму што даўно навучылася прама хадзіць. І яшчэ навучылася так-сяк выказвацца, і сваякі, ва ўсякім разе, яе разумеюць. І яшчэ адно, самае галоўнае: варта каму-небудзь зрабіць выгляд, што ён замахваецца на ката, сабаку альбо чалавека, – і адразу гучыць адчайдушна-ўмольны віск: – І цеба. Гэта азначае “не трэба”. Значыць, галоўнае, з чаго складаецца чалавек, ужо ёсць. У Алёнкі вялізныя, як сподкі, сінія вочы, ніжняя губка чапялою (адразу бачна, што характар будзе злёгку фанабэрысты і самастойны), тугое, як мячык, цельца і ножкі, якія цэлы дзень тупаюць па доме, садзе і гародзе. Гэта тып дзіцёнка-шкодніка. І гэта вельмі добра, таму што менавіта з такіх атрымліваюцца потым вартыя чагосьці людзі. У Алёны ёсць мама, прыгожая распаўнелая жанчына, бацька, які застаўся ў іх горадзе, каб лётаць на “малётах”, дзед і бабуля, якія душы ў ёй не чуюць. Акрамя таго, у яе ёсць яшчэ дзядзька, які зашмат думае над светавымі праблемамі. Гэты дзядзька больш за ўсё любіць важдацца і няньчыцца з ёю і, адчуваючы на каленях яе цеплыню, шмат успамінае. І тады твар яго робіцца змарнелым і пяшчотна сумным. А бабуля, пабачыўшы гэта, спяшаецца прайсці паўз яго, быццам не бачыць, і аб нечым размаўляе з дачкою, маткай Алёнкі. Часам маці Алёнкі не вытрымлівае і адбірае ў дзядзькі дачку. – Чаго ты тут век з ёй сядзіш? – Бо сваіх няма. Дзед, дзядзькаў бацька, сядзіць пад бэзам у крэсле, і па яго абліччы прабягае цень. На яго тонкіх вуснах з’яўляецца гумарыстычная складка: – А ты б зрабіў, як адзін сялянскі Рамэа: “Я за ёю ўпадаў, а яна на мяне і пляваць не хацела. Дык я ў царкву прыйшоў і ёй у кішэнь мёрзлых конскіх каўцюшкоў наклаў”. Вы ж, цяперашнія, усе такія. У Алёнкі ўжо ёсць усе задаткі будучай жанчыны. Вось яна сядзіць на руках у мамы, а дзядзька цягне да яе рукі і варушыць пальцамі. Яна нерашуча адрывае ад мамы цельца і, выгнуўшы спіну, цягнецца да яго. І раптам – шырокая ўсмешка на твары, і дзіця зноў кідаецца на шыю маці, хаваецца. З-за пляча выглядае толькі гарэзлівае, круцельскае сіняе вока. Яно з радасцю назірае за выцягнутым абліччам дзядзькі. І так без канца. О Божа літасцівы, пакутаваць вам, мужчыны, ныня і прысна і давеку!.. Тупае яна па кветніку, а дзядзька сядзіць і думае. Шмат што прыпамінаецца яму. І галоўнае, вайна. Дзядзька не без падставы лічыць, што людзі зямнога шара пакутуюць толькі з-за страху. З-за страху бяжыць у атаку каланіяльны салдат, з-за страху адрываюць з рота ў галоднага дзіцяці хлеб і нясуць яго на алтар бога, які ў гэтым зусім не жадзён. Дзеля страху кленчаць, дзеля страху тысячы такіх вось дзяцей па ўсёй зямлі ператвараюцца ў ваўкоў і гадзюк. Над светам стаіць “Нешта”. І палова людства баіцца яго, хоць варта было б толькі ўсім людзям як адзін сказаць “не хачу”, і гэтае ідалішча развеялася б дымам. У дзядзькі ад гэтых думак баліць галава, нараджаецца нявер’е ў сябе і ў род чалавечы. У Алёнкі таксама ёсць свае страхі. Яны, праўда, – маленькія, але хіба для такога кураняці шмат трэба? Гэты страх – Пыласос! Даўно, да прыезду ў гэты дом на адпачынак, ім на кватэру прынеслі падобнае на чарапаху страшыдла. І з таго часу яно напаўняла сваім трэскам пакоі. Яно бурчала і паўзло, як жывое. І дзікі, нечалавечы жах апаноўваў Алёнку. Яна нават не крычала, яна глядзела ў адну кропку і дрыжала ўсёй скурай.


Нарэшце дарослыя заўважылі гэта і сталі выносіць малое на вуліцу пад час работы страхоцця, але адразу, з усёй жорсткасцю дарослых, выкарысталі гэты страх. Прывід Пыласоса вісеў над Алёнкай і тут. Захочацца пайсці ў кусты і надзерці там поўныя жмені зялёных парэчак – і адразу ж гучыць грозны голас: – Нельга. Пыласос!!! Вочы яе адразу акругляюцца і застываюць. Рукі з ружовымі танюсенькімі пальцамі закладваюцца за спіну і там шаруюцца адна аб адну. Яна паварочваецца і непаслухмянымі губамі паўтарае: – Там... пасёсь. І глядзіць на маці вялізнымі вачыма. Гэтыя вочы так нагадваюць дзядзьку другія вочы, што ён увесь уздрыгвае ад глыбокага і цёплага прыліву пяшчоты. Потым адбываецца размова з сястрой: – Не смей яе палохаць. – А ты сам тады глядзі за ёю ўвесь дзень. На ёй скура гарыць. – Ну і дзякуй Богу. Можа, я гэтых парэчак не еў у дзяцінстве? Або ты? Усе гэтыя твае стрэптакокі – у стэрыльных бальніцах. А там, дзе бабы на полі бульбу капаюць, – аб іх і не чулі. – Не ты ёй маці, а я. Мне і меркаваць. Дзядзька маўкліва згаджаецца з бясспрэчнай ісцінай. І зноў цэлымі днямі гучыць над дзіцёнкам імя страхоцця. – Не хадзі туды, не рабі гэтага, не рві таго! – Пыласос! Пыласос!! Пыласос!!! Проста невыносна. Дарослы – і той бы з’ехаў з глузду ад такога, а тут жа маляўка. Дзядзька сядзіць і думае. У кожнага ёсць свой Пыласос. І гэты Пыласос робіць з разумнай, гордай, прыгожай істоты, створанай для радасці і мастацтва, – пакорлівую жывёліну. А сад такі гожы, столькі ў ім нябачных пладоў, столькі хмызнякоў і травяных зараснікаў. Ідзі па ім, тупай пакуль яшчэ слабымі нагамі. А ягады такія празрыстыя, такія сагрэтыя сонцам. Сонца пранізвае іх навылёт, нараджаючы ў каламутнай глыбіні невыразныя контуры семачак. Куст кліча да сябе, як дрэва пазнання. Ідзі ж, ідзі! – Пыласос!!! І закладваюцца назад рукі. А родныя вочы, сінія – як у той – застываюць. Напэўна, і тую, іншую, многа палохалі. Якіх жа намаганняў каштавала ёй вырасці такой, як яна ёсць! І вось аднойчы, калі брат і сястра сядзяць поруч і брат выказвае свае невясёлыя думкі, з-за вугла дома выплывае касалапым упэўненым крокам круглая Алёнка. Жывот – наперад, рукі за спіною, на тварыку стрыманы і прытворна раўнадушны выраз. Яна тупае гаспадарскім, паважным крокам. Вось падышла зусім блізка да маці, паклала ёй на калені кулачкі, расшчапіла іх. На яе далонях ляжыць дзесятак зялёных парэчак. І адразу яе мордачка робіцца круцельская, хітрая. – Мама. Пасёсь. І тут дзядзька не вытрымлівае. Ён хапае яе на рукі і шалёна цалуе ў брудныя лапкі, у шчокі, у хітрыя вочы. – Дачушка ты мая! Дзіця ты маё чалавечае!

)))))))))переводила с гугл-переводчиком)))
а нет на самом деле Сказки общенароднолюбимой еще одной?)))

Нет, с гуглом неинтересно. Я сам переведу и выложу сейчас. Этот рассказ очень люблю.
У нас не заморачиваются, не разделяют сказки на русские и белорусские. Сейчас спросил коллегу, у которой трёхлетня внучка - любимые у неё Маша и медведь и Красная шапочка.

А из белорусских я помню со своего детства:
Каня
Легкий хлеб
Вдовий сын
Из рога всего много
Котик — золотой лобик
Отдай то, что дома не оставил
Отцов дар
Сынок-с-кулачок
Они все здесь - http://lukoshko.net/storyList/belorusskie-narodnye-skazki.htm
И я был не прав, когда говорил, что нет у нас сказок о волшебной палочке. Из рога всего много - сам эту сказку любил. Вспомнил даже книжку (и картинки), в которой она была.

Спасибо. С интересом прочитал. Немного утрированно, но все равно правильно и интересно :)

Немного утрированно" - так ведь сказка.

У меня во френдах есть товарищ. Просто патологически ненавидит Луку.
Стараюсь обходить ...иль с юмором. В чем дело, не пойму.

Я тоже таких у нас встречаю - и самому всё время интересна эта не объясняемая их патология...
Одно время АГ вменяли в вину всего три недовольства: обращается ко всем на "ты", настроил Дворцов (Ледовые Дворцы, Минск-Арена и тд), возит везде с собой сына. Больше-то и нечего было придумать. Сейчас, конечно, из-за спада производства можно придумывать новые "вины".
А вы спросите того ненавистника, пусть расскажет сам, в чем дело.

Ничего внятного. Диктатор, узурпатор...
Предлагаю на наших взглянуть... Бестолку.

  • 1