?

Log in

No account? Create an account

stanislav_05


Часопiс неабыякавага беларуса


Previous Entry Share Flag Next Entry
Беларусь под прицелом Евросоюза
stanislav_05

Евросоюз создал фонд для скрытой поддержки оппозиционных сил в соседних Евросоюзу странах. Пример и эталон этого фонда стали немецкие и американские правозащитные организации, всегда помогающие противникам правительств во всех странах мира, включая путчистов.
Новая европейская правозащитная организация называется "Европейский Фонд Демократии", сокращенно ЕФД ("European Endowment for Democracy", EED), о создании которого страны-члены Евросоюза договорились еще в декабре 2011 года. Сейчас ЕФД пока находится в заключительной стадии формирования, с 2013 года он начнет свою работу. В первую очередь в его задачи будет входить финансирование активной оппозиции в Восточной Европе и Северной Африке, но в долгосрочной перспективе работа ЕФД будет расширена и на другие страны мира. Показательным примером оппозиционеров, которых будет поддерживать ЕФД, являются силы оппозиции в Белоруссии - стране в Восточной Европе, которая до нынешнего времени наиболее упорно сопротивлялась подчинению влияния Запада. Советники в правительстве Германии подчеркивают, что федеральное правительство "активно участвовало в переговорах" по созданию ЕФД. Советники правительства в Берлине выступают за то, чтобы работа фонда не исключала и прямое участие ЕФД в жизни политических партий соседних Евросоюзу государств. Причем, по их мнению, фонд должен помогать не только тем политическим силам, которые представляют демократические ценности, но, при необходимости, также и тем силам, "чье дальнейшее направление развития невозможно предсказать".


Фонд для "демократии"

Учреждение "Европейского Фонда Демократии" ("European Endowment for Democracy", EED), которое уже на протяжении лет стояло на повестке дня Евросоюза в связи с европейской поддержкой белорусских оппозиционеров, было официально предложено в декабре 2011 года Советом Евросоюза, тогда возглавлявшимся польской стороной. Формальным поводом для учреждения ЕФД послужили для польского представителя арабские "революции", восставшие против режимов, которые десятилетиями поддерживал Запад и которые в результате этих "революций" в один миг были сметены. Польская сторона аргументировала создание ЕФД тем, что, так как эти оппозиционные силы в Северной Африке и Ближнем Востоке ранее не поддерживались и не пестовались Западом, то теперь, когда они пришли к власти, Западу трудно влиять на политику новых правительств в этих "освобожденных" странах. Польша предложила создание такой общеевропейской организации на фоне ее собственной многолетней поддержки прозападной белорусской оппозиции в рамках региональной борьбы за влияние между Польшей и Россией. 


Структурные недостатки

В августе 2012 года в близком к правительству Германии журнале о внешней политике SWP вышла статья о новом фонде ЕФД. Германские советники правительства в этой статье хотя и согласны с устройством исполнительного комитета ЕФД, который будет насчитывать 7 человек во главе с исполнительным директором, но их не устраивает то обстоятельство, что этот комитет будет подчиняться коллегиальному совету нового фонда, в который будут входить в свою очередь 41 человек, представляющих все страны Евросоюза.
Также и финансирование ЕФД должно быть, по мнению советников правительства в статье, лучше организовано - до сего момента согласие на финансирование нового фонда было получено от Польши и Швеции, они будут предоставлять ежегодные суммы между 5 и 10 миллионами евро каждая. Еврокомиссия официально предоставила новому фонду финансирование в размере 6 миллионов евро для следующих 4 лет, что очевидно недостаточно, пишут советники правительства Германии в этой статье.


Новые политические силы

К компетенциям будущего ЕФД, который будут серьезно поддерживать частные инвесторы, говорится в упомянутой статье, будет относиться поддержка самых различных оппозиционных групп по ту сторону границ Евросоюза, а именно - "продемократические политические фигуры, выступающие за многопартийную систему в государстве, различные социальные движения, организации гражданского общества (...), независимые СМИ и отдельные журналисты, совсем новые политические силы", а также различные образовательные учреждения и некоммерческие и негосударственные организации - это относится в том числе и к получившим политическое убежище вне своей страны. Все эти субьекты будут получать либо "прямую финансовую помощь" из нового фонда ЕФД или же через его посредников, к примеру от дружественных ЕФД различных фондов и организаций, работающих непосредственно на месте в стране. В статье берлинских советников правительства отмечается, что ЕФД будет работать также индивидуально с отдельными лицами или даже политическими партиями в нужных странах. Евросоюз и его "демократический" фонд будут финансово поддерживать даже официальные политические партии, находящиеся в оппозиции к правящей. Но, так как этими задачами уже давно заняты различные немецкие фонды и организации, в том числе близкие к правящей партии в Германии, то, говорится в статье, нужно избежать дублирования новым европейским фондом деятельности уже действующих в этом направлении организаций. Поэтому правительственные советники в статье рекомендуют новому общеевропейскому фонду теснейшую кооперацию с другими подобными немецкими и другими национальными фондами стран Евросоюза. (2)


Помощь путчистам

В качестве эталона для работы ЕФД в статье рекомендуются немецкие околопартийные фонды и организации, а также, по аналогичной модели организованные, американские фонды, как например Национальный Фонд Демократии (National Endowment for Democracy NED). Близкие к правящим партиям Германии немецкие фонды и организации взаимодействуют со своими партнерами по цеху по всему миру - это позволяет Берлину через эти фонды оказывать влияние на политические процессы в стране. И всегда эти немецкие околопартийные фонды по развитию демократии кооперировали с оппозиционными силами в различных странах. В качестве яркого примера такой кооперации называется взаимодействие этих немецких фондов с оппозицией в Португалии и Испании во время правления там фашистских режимов. Такая кооперация с оппозицией этих стран позволила Берлину заполучить большое влияние на новые правительства Португалии и Испании после крушения в них фашистских режимов. Также не редко деятельность и помощь таких фондов была связана с лицами и силами, которые устраивали путчи в своих странах и таким образом приходили к власти - так было в Таиланде, Гондурасе и Парагвае. В подрывной деятельности против правительств тех стран, которые не желали или все еще не желают подчиниться воли Запада множество раз упрекали и американский правозащитный Национальный Фонд Демократии (NED), который, как впрочем и немецкие фонды, финансируется из государственного бюджета.



Не готовые подчиняться

Можно уверенно сказать, что одной из первых операций нового общеевропейского фонда ЕФД будут вспомогательные мероприятия и помощь в различной форме белорусской оппозиции против правительства Белоруссии. Хотя, в то же самое время, против своей воли, правительственные круги в Берлине признают факт того, что абсолютное большинство населения Белоруссии поддерживают правительство Лукашенко, а прозападная оппозиция внутри Белоруссии, наоборот, почти не находит фундамента для своих воззрений в широких кругах населения. Однако, так как Белоруссия под руководством Лукашенко не хочет повернуться к России спиной и отказывается послушно подчиняться Германии и Евросоюзу, то Берлин и Брюссель и далее настойчиво работают над свержением Лукашенко.



Поддержка не демократов

При всем этом новый общеевропейский фонд ЕФД полностью противоречит своим собственным заявленным целям - "поддержка демократии". Во-первых, сама форма парламентской, представительной власти уже подвергается сомнению в самой Германии, а также, к примеру, актуально в Венгрии. Во-вторых, немецкие советники правительства в статье подчеркивают, что новый фонд не должен всерьез воспринимать понятия демократии. Они пишут, что лишь опыт показывает, по истечении какого-то времени, есть ли на самом деле у оппозиционных сил "за их пеленой демократической риторики соответствующие ценности и представления".(3) Если перед ЕФД будет стоять задача быстрых и решительных политических перемен в целевой стране, то тогда фонд "будет вынужден автоматически поддерживать те оппозиционные силы, которые позже окажутся далеко не демократическими" - говорится в статье советников правительства. Поэтому авторы статьи настоятельно рекомендуют новому фонду смириться с этим как с неизбежным явлением, которое невозможно предугадать. ЕФД должен "активно и сознательно поддерживать группы лиц, чье политическое будущее на данный момент непредсказуемо". Потому что конечной целью нового фонда является "появление оппозиционных сил в стране", какой бы политической направленности и окраски они не были.


17 августа 2012
Оригинальное название статьи: "Der Schleier demokratischer Rhetorik", german-foreign-policy.com

Перевод с немецкого: Дмитрий Люфт

Ссылки:
(1), (2), (3) Solveig Richter, Julia Leininger: Flexible und unbürokratische
Demokratieförderung durch die EU? Der Europäische Demokratiefonds zwischen
Wunsch und Wirklichkeit, SWP-Aktuell 46, August 2012

http://oko-planet.su/politik/politikday/145661-pelena-demokraticheskoy-ritoriki-belarus-pod-pricelom-evrosoyuza.html